В нынешних условиях войны и экономической нестабильности у Украины объективно нет достаточных институциональных и финансовых ресурсов для полноценного внедрения требований европейской экологической пошлины CBAM. Но свидетельств, что украинская сторона ведет активные переговоры с ЕС по ее отсрочке, пока нет.

Об этом заявил генеральный директор Центра Экологии и Развития Новых технологий Владислав Антипов.

«CBAM существенно изменяет условия доступа украинской продукции к европейскому рынку, что особенно критично в условиях, когда ЕС стал главным торговым партнером после блокады портов. Риски для экспорта стали, чугуна и полуфабрикатов могут привести к снижению производства и потере части экспортной выручки, что окажет негативное влияние на экономическую стабильность регионов, где сосредоточена промышленность», — предупредил эксперт.

Он отметил, что CBAM создает дополнительные финансовые нагрузки на украинских экспортеров, имеющих сравнительно высокую углеродоемкость продукции. У украинских производителей нет возможности полностью компенсировать эти расходы в отличие от европейских — это снижает их конкурентоспособность и ставит под угрозу действующие экспортные контракты.

«Мы не владеем информацией о наличии активного официального диалога между правительством Украины и Еврокомиссией по этому вопросу. При этом совершенно очевидно, что такая дискуссия крайне необходима с учетом беспрецедентных условий, в которых находится наша экономика. Было бы логично говорить о как минимум временной отсрочке CBAM для Украины - до завершения активной фазы боевых действий и восстановления базовых экономических инструментов и производственных мощностей. В Регламенте CBAM, статье 30, п. 7 прямо предусматривает возможность учета форс-мажорных обстоятельств – именно такой случай есть в Украине. Мы ожидаем конструктивного подхода ЕС к ситуации, не имеющей аналогов среди других стран-партнеров», — резюмировал эксперт.

Напомним, согласно исследованиям, потери без отсрочки СВАМ для Украины будут колоссальными — сокращение ВВП на 4,8–5%, экспорта на 8%, налоговых поступлений — более чем на 2,8 млрд долларов только в первый год.