Федерация работодателей Украины (ФРУ) обратилась к премьер-министру и профильным министерствам с призывом предусмотреть в Госбюджете на 2026 год расходы на покрытие убытков АО «Укрзализныця» от пассажирских перевозок. В ФРУ отмечают: железная дорога выполняет критически важные функции для обороны и населения, но без системной государственной поддержки ее стабильная работа оказывается под угрозой.

Об этом говорится в письме, которое есть в распоряжении редакции.

«Укрзализныця» ежедневно перевозит военную технику, горючее, гуманитарные грузы и личный состав ВСУ, а также обеспечивает транспортные услуги для миллионов граждан. Но такие перевозки убыточны: в пассажирском сегменте уровень доходов покрывает лишь около 40% расходов, в пригородном – менее 10%», — указали в ФРУ.

Также, по оценкам самой УЗ, более 63% ее инфраструктуры ежегодно наносит ущерб на 16 млрд грн. В 2024 году «Укрзализныця» получила 20 млрд грн операционной прибыли от грузовых перевозок, но большинство средств было направлено на компенсацию ущерба от пассажирских перевозок. Прогноз на 2025 год предусматривает более 22 млрд грн потерь в этом сегменте.

«В мае 2025 года правительство выделило 4,3 млрд грн на поддержку пассажирских и грузовых перевозок в военное время, к сожалению, ситуация принципиально не решена, и вопрос долгосрочной государственной поддержки УЗ чрезвычайно актуален. Ведь поддержка «Укрзализныци» из государственного бюджета – это не расходы, а инвестиция в сохранение обороноспособности, логистических цепей, экспорта, стабильности рынка труда, экономического восстановления и обеспечения общественного интереса – как в части обороноспособности страны, так и в части доступных услуг по пассажирским перевозкам для населения», — подчеркнули в ФРУ.

В Федерации подчеркнули, что одноразовое дофинансирование УЗ не решает системной проблемы, ведь «Укрзализныця» осуществляет социально важные пассажирские перевозки по фиксированным нерыночно низким ценам и содержит избыточную инфраструктуру, работа которой нужна Силам обороны.

«Ключевой задачей является создание предполагаемого механизма государственной поддержки УЗ. Это должны быть ежегодные расходы из госбюджета, название и направление которых будет четко связано с расходами компании от предоставления услуг по пассажирским перевозкам населению, и не заставит компанию каждый раз искать непопулярные точечные решения, как это происходило в 2025 году. Именно поэтому мы предлагаем закрепить эти обязательства в формате долгосрочного меморандума (3 или более лет) между правительством Украины и АО «Укрзализныця», — подчеркнули в ФРУ.

Такой документ позволит гарантировать системную поддержку из бюджета, сбалансировать доходы и расходы в пассажирских перевозках, снизить финансовые риски и избежать кризиса ликвидности, а также обеспечить восстановление инфраструктуры и прогнозируемость для инвесторов.

Ранее стало известно, что в 2026 году «Укрзализныця» планирует повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 37%, чтобы покрыть растущий ущерб от пассажирских перевозок. В то же время по подсчетам грузоперевозчиков повышение тарифов может привести к падению грузовой базы на 15%, что даст УЗ лишь около 12 млрд грн дополнительных доходов. В то же время, потери для экономики составят 96 млрд грн ВВП, и 36 млрд грн налоговых поступлений.