Всеукраинская ассоциация общин (ВАО), представляющая интересы сотен территориальных общин Украины, выступила против возможного повышения грузовых железнодорожных тарифов Укрзализныци. По словам представителей ассоциации, такое решение приведет к цепному кризису, который ударит не только по бизнесу, но и по местным общинам и дорожной инфраструктуре.

Об этом говорится в заявлении Ассоциации.

В Ассоциации отмечают, что после роста тарифов бизнес начнет массово переходить на автотранспорт, что приведет к разрушению местных дорог, большинство из которых находятся в критическом состоянии. В Украине более 118 тысяч километров дорог местного значения, и у общины нет финансовых возможностей для их системного ремонта.

«Каждая тонна груза, которая вместо железной дороги пойдет на автодороги, станет прямой угрозой для дорог в общинах. Мы останемся без дорог, без возможности нормально доехать до больницы, школы или предприятия», — заявили в ВАО.

Отдельно в Ассоциации подчеркивают, что вопрос грузовых тарифов связан с убыточностью пассажирских перевозок. По прогнозам, в 2025 году ущерб пассажирского сегмента Укрзализныци превысит 25 млрд грн. Ранее эти потери покрывались за счет прибылей от грузовых перевозок, но такая система исчерпала себя.

«Если государство считает важным обеспечить людям доступ к поездам, оно должно это финансировать. Это нормальная европейская практика. Но это должно происходить не за счет бизнеса или уничтожения местных дорог», — отметили во Всеукраинской ассоциации общин.

Организация призвала Кабинет Министров Украины не допустить повышения грузовых железнодорожных тарифов во время войны и создать прозрачный механизм финансирования пассажирских перевозок из госбюджета, чтобы снять это бремя с бизнеса и общин.

«Если Министерство развития общин позволит поднять тарифы, завтра общины будут платить за это разбитыми дорогами и утраченной логистикой. Мы не можем допустить, чтобы местное самоуправление стало заложником неэффективной тарифной политики», — подытожили в ВАО.

Как известно, Укрзализныця готовится повысить на 40% грузовые тарифы на перевозку, чтобы покрыть убытки от пассажирских перевозок, которые в этом году по прогнозам достигнут 25 млрд грн.

В свою очередь, бизнес-ассоциации Украины призвали правительство заложить в госбюджете-2026 компенсацию для Укрзализныци за убыточные пассажирские перевозки, чтобы избежать очередного переложения этих убытков на грузоотправителей. В частности, в EBA подчеркнули, что эта модель кросс-субсидирования противоречит европейской практике и снижает конкурентоспособность грузовладельцев. Также там посоветовали отменить земельный налог для УЗ, ведь его не существует ни в одной развитой стране.