‚Солдат – самый незащищенный человек в украинской армии.
Меньше всего прав – больше риска. Последний в очереди на объяснение – первый в очереди на последствия. В системе, где решение принимается наверху, ошибки оплачиваются внизу.
Это не наезд на командиров. Это утверждение факта.
Наибольший риск несет тот, у кого меньше инструментов себя защитить - юридически, информационно, медицински, финансово. Если мы не перераспределим защиту в пользу солдата, система будет жрать своих без враждебных усилий.
Для командиров прописана ответственность за потерю техники, но не за потерю людей. Государство беспокоят «СЗЧ», но вместо имплементации в Вооруженные силы инструмента, представляющего интересы рядовых и страховавшего от очередного «Жукова», мы усиливаем наказание для солдат. У людей фиксируется осознание, что СЗЧ беспокоит государство больше, чем потери среди личного состава.
Какое возможное наказание для, например, майора? На моей памяти это всегда какая-то тыловая должность. А какое для солдата или сержанта (неважно, в бригаде или даже Генеральном штабе)? Цитата: «В пехоту нах*й».
В этой логике отсутствует логика.
Каким бы профнепригодным ни был офицер, его никогда не уронят ниже командира взвода. И то, если ШПК позволит.
Солдат делает больше работы, но годами не может получить даже «старшего солдата». Офицеры же получают очередные звания по календарю, чтобы ШПК соответствовало.
В пехоте солдат годами без государственных наград, тогда как командира могут наградить даже во время смещения - чтобы не «унизить честь офицера».
Все это видят, и на фоне всеобщей усталости это создает пропасть между рядовым и офицерским составом. А дальше уже никто не разбирается, все обобщается и под удар попадают даже те командиры, которые откровенно заслуживают уважения.
Я видел, как в 2022-м командиров награждали за большие потери. Ибо в воображении генерала это свидетельство, что подразделение воюет. А если у тебя потерь мало, значит, отсиживаешься.
Корень проблемы – отсутствие реального механизма защиты солдата. Таким инструментом должен быть реформирован Сержантский корпус. Но сейчас его полномочия прописаны так, что сержант ответственен за все и ни за что. То есть юридически – почти такой же, как солдат.
Нам нужна реформа Сержантского корпуса. Нам нужен институт, способный сдерживать абсурд. Это уже не столько о защите отдельных категорий военнослужащих, сколько о существовании системы.
Это дорого? Да. Это сложно в условиях войны? Да. Но «простые решения» - это всегда о чьей-то сломанной жизни. Без солдата не будет ни нуля, ни тыла, ни государства.
Слава Украине!
PS Я попробую в ноябре записать большое видео по реформе Сержанского корпуса. Оно будет длинным и скучным, но важным.