RU  UA

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Налоги

Новости

22 декабря

21 декабря

Все новости

Высокие ставки и "презумпция виновности": Андрей Гмырин о рисках запланированной амнистии капиталов

Доцент Университета ГФС Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин в блоге на "Экономической правде" анализирует законодательные инициативы по легализации теневых капиталов. Ученый поддерживает стремление властей привлечь амнистированные средства в экономику и сам выступает с соответствующими инициативами. Они являются частью разработанной им комплексной реформы налоговой системы Украины "От нестабильности к гармонии". Главными недостатками уже поданных законопроектов эксперт считает "презумпцию виновности" для владельцев активов и высокие ставки налогообложения.

Эксперт проанализировал проект закона №5153 от 25.02.21 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов…". Документ предусматривает добровольное декларирование с 1 июля 2021 по 1 июля 2022. Лица, которые могут воспользоваться правом на декларирование и не воспользуются им, будут считаться такими, которые сообщили контролирующему органу об отсутствии у них активов, полученных за счет доходов, с которых не уплачены налоги. То есть те, кто использует такое право, юридически признают себя неплательщиками налогов. Не смогут подать "нулевую декларацию" те, кто с 1 января 2005 подавали декларации согласно закону о предотвращении коррупции или претендовали на должности в госслужбе. Объектами декларирования не могут быть активы, полученные в результате уголовных преступлений. Исключение - уклонение от уплаты налогов, нарушения в сфере валютного законодательства, защиты экономической конкуренции. Проектом предоставлено право подавать обезличенные декларации через нотариуса. Декларант обязан документально подтвердить денежную стоимость таких объектов декларирования.

А. Гмырин обращает внимание на объемы сбора при подаче "нулевой декларации", которые предлагают авторы: 5% с валютных ценностей на счетах в банках Украины и имущества в Украине; 9% из валютных ценностей и имущества за рубежом; 2,5% от номинальной стоимости ОВГЗ. Чтобы пройти процедуру декларирования, субъект должен разместить средства в национальной и иностранной валюте в наличной форме и/или металлах на счетах со спецрежимом использования в банках Украины. Банк проверит источники активов, согласно закону о финмониторинге.

По мнению эксперта, в проекте отсутствует механизм инвестирования амнистированного капитала в экономику. "Хочу спросить потенциальных участников налоговой амнистии: готовы ли они легализоваться на таких условиях - заплатить 5% или 9% стоимости активов, заявив о своих нарушениях налогового законодательства?.. Особенно, если учитывать, что преференций они не получат, а вот клеймо неплательщика налогов де-юре останется".

Одним из условий эффективной амнистии ученый считает применение принципа презумпции невиновности. Если проверки - то по упрощенной схеме на предмет наличия угроз государству и для выявления капиталов криминального происхождения. Он убежден, что возможность начать налоговую историю с чистого листа должен иметь каждый гражданин. При этом он должен быть уверен, что государство защитит его легализированное состояние и не накинет ему в будущем на шею налоговую удавку. Однако законопроект не предлагает таких гарантий, а репрессивный характер фискальной системы говорит о рисках, констатирует эксперт.

Он уверен, что во время легализации капиталов необходимо применять низкие ставки налогообложения - от 2,5% до 5%, было бы целесообразно создать льготные условия для инвесторов с амнистированным капиталом и установить преференции для зарубежного капитала при возвращении его в страну.

Позитивом ученый считает то, что хорошим инструментом амнистирования капитала будет возможность приобрести ОВГЗ (долгосрочные), а сама кампания должна быть единоразовой, и это должно быть зафиксировано в законе.

Андрей Гмырин убежден, что налоговая амнистия - это только одно звено в системе налоговой реформы, в которой нуждается экономика. Государство должно создать предпринимателям условия, при которых работать прозрачно будет выгоднее, чем в "тени".
"Законопроекту не хватает системности и дальновидного расчета. Он, скорее, имеет фискальную направленность, необходимую для латания дыр в бюджете, и не может обеспечить необходимый уровень доверия между государством и бизнесом/социумом. А без этой составляющей не стоит ожидать положительный результат. Конечно, любую реформу можно провести на скорую руку. Но будет ли у Украины второй шанс, если запланирована амнистия капитала провалится и доверие к государству будет в который раз подорвано?" - заключает Андрей Гмырин.