Среди всеобщей радости по поводу предоставления Томоса украинскому православию нельзя забывать, что насилие - не христианской способ решения проблем, а человека нельзя принудить к спасению.
Такое мнение высказал философ Евгений Быстрицкий на своей странице в Facebook.
"Предоставление Томоса порождает большой интерес искренне верующих и верующих в традицию украинского православия против имперской церкви. Не все счастливы. Холодные головы предупреждают о возможности, а значит - недопустимости насилия, в том числе политического, в процессе объединения различных ветвей одной традиции в единую ставропигиальную поместную церковь - общенациональний "дом божий". Поэтому нелишне напомнить о предписании от Локка, отца европейского секулярного понимания толерантности - от евангельского понятии "терпение сложностей от другого", - пишет он.
По мнению Быстрицкого, нельзя доверять заботу о душе "избираемой светской власти".
"Это три основных аргумента: (1) мы не можем передоверить контроль над и заботу по нашим душами даже выбранном начальству; (2) насильно человека нельзя изменить для спасения, так как можно заставить подчиняться, но силой не изменить верования; (3) даже если принуждение и склоняет кого-то к такой чисто умозрительной изменения, это не гарантирует спасения, ибо нет возможности верить в начальство как надежного судью по делу религиозной веры", -добавил Быстрицкий,впрочем, поблагодарив светское руководство за заботу о поместной церкви.
"Мы благодарны руководству за заботу о совместной церкви. Впрочем, спасение души уже не дело начальства и любого насилия. Это дело толерантности нашего обоюдного поведения во время объединения и, следовательно, разъединения.Мы же европейцы, возвращают Европу себе", -подытожил философ.
Как сообщал "Апостроф", окончательное решение о предоставлении Томоса об автокефалии Украинской православной церкви может быть принято в конце ноября во время следующего заседания синода Константинопольского патриархата.