Бельгия определила ряд условий, или так называемых «красных линий», в отношении плана Европейского Союза использовать замороженные российские государственные активы для финансирования займа Украине в размере 140 миллиардов евро. Ключевым требованием является соглашение между странами-членами ЕС о распределении всех текущих и будущих рисков.
Об этом сообщает издание Politico со ссылкой на заявление бельгийского премьер-министра и высокопоставленных дипломатов.
Столицы стран ЕС сейчас пытаются урегулировать озабоченность Бельгии перед саммитом лидеров 23 октября. Бельгия имеет наибольший интерес в этом деле, поскольку в ней расположен финансовый депозитарий Euroclear, который хранит большинство замороженных активов РФ.
Бельгийское правительство опасается, что может понести ответственность за любые финансовые и юридические претензии со стороны России. В связи с этим премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер заявил лидерам ЕС, что «эти гарантии не могут ограничиваться 170 миллиардами евро наличными, которые Комиссия предлагает мобилизовать». Он подчеркнул, что «потенциальный риск может быть намного выше номинальной суммы».
Согласно перечню тем для обсуждения, переданному европейским лидерам 1 октября, среди других «красных линий» Бельгии:
- Отказ от поддержки мер, которые могут быть истолкованы как конфискация активов.
- Юридически обязывающие гарантии, что все европейские страны разделят все текущие и будущие риски как для Euroclear, так и для Бельгии.
- Соглашение о немедленном выделении средств в случае, если Euroclear будет вынуждена вернуть активы России.
- Условие, что «гарантии не прекращают свое действие автоматически после отмены санкций. Арбитражные процедуры могут появиться еще через несколько лет».
В своем заявлении Де Вевер также высказал мнение, что схема Комиссии, предлагающая использовать 175 млрд евро наличных средств от замороженных активов для финансирования займа (а также погашения предыдущего кредита G7), «фактически сводится к конфискации». Премьер-министр считает, что «разница между репарационным займом и конфискацией на самом деле чрезвычайно незначительна», поскольку длительное замораживание активов может рассматриваться как «квазиконфискация».
В то же время Европейская Комиссия не придала большого значения этим опасениям, утверждая, что «риски для Бельгии ограничены и у нас есть прочная основа для утверждения, что это не является конфискацией в соответствии с законодательством ЕС». Высокопоставленный чиновник Комиссии также отметил: «... единственное изменение, которое мы предлагаем для Euroclear, заключается в том, чтобы инвестировать (наличные депозиты, связанные с активами – ред.) не в ЕЦБ, а в (Комиссию – ред.), которая имеет рейтинг ААА».
Как писал ранее «Апостроф», Европейский союз и страны Группы семи (G7) должны совместно определить механизм распределения юридических и финансовых рисков, связанных с использованием замороженных активов России в пользу Украины.