Госпредприятие "Львовский государственный авиационно-ремонтный завод" (ГП "ЛГАРЗ") закупает запчасти по завышенным ценам, игнорируя компании, которые предлагают более выгодные условия.
Об этом стало известно из информации о ряде торгов на Prozzoro, передают "Украинские новости".
В 16 тендерах на поставку авиадеталей в 2019-2020 ЛГАРЗ стабильно дисквалифицировал компанию "КИВ АВИА", которая предлагала более низкую цену. Формальное основание – отсутствие статуса "проверенного поставщика". Но такая причина законодательством не предусмотрена, а присваивает этот статус начальник отдела экономической и информационной безопасности самого авиаремонтного завода. Возглавляет это подразделение Игорь Пандяк, сын которого Максим Пандяк работает следователем территориального подразделения ГБР во Львове. При этом ГБР заинтересовалось "КИВ АВИА", пытаясь "прикрепить" его к делу, которое два года безуспешно расследуется в отношении другой компании, и благодаря которому, как стало известно, компания "КИВ АВИА" и дисквалифицируется с торгов.
Незаконная дисквалификация позволила закупить запчасти для авиатехники по более высокой цене. Даже решение суда о запрете одной из такой закупок не остановило ЛГАРЗ – тендер был переигран и "удобная" для авиаремонтного завода компания в нем победила, но уже с ценой выше первоначальной.
На предприятии "КИВ АВИА" информацию о манипуляциях с закупками подтвердили, указав, что направили целый ряд жалоб в Антимонопольный комитет, Верховную Раду, "Укроборонпром" с просьбой разобраться с систематическим нарушением их прав поставщика. Ведь никаких проблем с другими крупными предприятиями, куда "КИВ АВИА" поставляет авиазапчасти, не возникало. А среди закупщиков десятки украинских государственный учреждений и иностранных компаний.
Также выяснилось, что руководство ЛГАРЗ нашло лазейку вообще не проводить конкурсные торги в ряде случаев, опираясь на нормы закона "О публичных закупках", в котором указано, что даже если предприятие является государственным на 100%, но осуществляет свою деятельность на коммерческой основе, оно не попадает под действие указанного закона. Конечно, есть исключения для определенных видов деятельности, однако законодатель решил, что деятельность связанная с строительством и ремонтом военной техники не является тем видом деятельности, который стратегически важен для государства и требует контроля с ее стороны.
Ни "Укроборонпром", в подчинении которого находится Львовский авиаремонтный завод, ни правоохранительные и контролирующие органы пока на ситуацию не реагируют, хотя имеют достаточно информации для начала проверок и даже регистрации уголовного производства.
На многочисленные жалобы "КИВ АВИА" "Укроборонпром" отвечает, что "не может провести проверку предприятия в связи с COVID-19", хотя, например, карантин не помешал концерну провести проверку и сменить руководителя ГП "Антонов".