четверг, 2 мая

Почему одни люди "совы", а другие - "жаворонки": ученые нашли объяснения у неандертальцев

Предками людей-жаворонков являются неандертальцы – именно у любителей рано вставать ученые обнаружили ген древних людей.

Об этом сообщает "eurekalert".

Так, исследование показывает, что склонность неких людей к раннему подъему коррелирует с наличием неандертальских генов.

Изменения в уровне освещения и его характер носят важные биологические и поведенческие последствия, которые могут влиять на эволюционную адаптацию. Евразийская среда, где неандертальцы на протяжении сотен тысяч лет жили, расположена в высоких широтах и характеризуется переменной продолжительностью светового дня. Этот ландшафт отличается от того, в котором предки современных людей развивались до того момента, когда покинули Африку.

Читайте также: Почему вымерли неандертальцы в Европе: ученые еще на шаг приблизились к раскрытию тайны

Исследователи провели проверку наличия генетических свидетельств отличий в суточных часах неандертальцев и современных людей. Они идентифицировали 246 генов, регулирующих суточные ритмы в организме, и выявили сотни генетических вариантов, специфичных для каждой линии, которые могут влиять на гены, участвующие циркадных часах. С помощью современных технологий ученые определили 28 циркадных генов у неандертальцев, из которых 16 также присутствовали у современных людей.

Для проверки связи между генетическими вариантами, которые передались от неандертальцев к современным людям, и особенностями поведения последних, ученые провели анализ нескольких сотен тысяч человек из Британского биобанка. В ходе исследования было обнаружено множество архаических генетических вариантов, влияющих на характеристики сна, а самое интересное, что большинство из них способствовали склонности рано просыпаться.

Ученые указывают, что поведение "жаворонков" свидетельствует об отборе в направлении сокращения циркадного периода в популяциях, проживающих в высоких широтах. Подобные изменения наблюдаются у многих животных, обитающих "далеко от экватора", и, вероятно, способствуют лучшей адаптации к значительным сезонным изменениям светового дня. Желание рано просыпаться, вероятно, было полезно для наших предков, находившихся в высоких широтах Европы, и эта особенность унаследована современными людьми, закрепилась в процессе эволюции.

Раньше мы писали, как выглядел неандерталец 40 тысяч лет назад.

Неандертальцы были каннибалами: археологи показали найденные доказательства