В феврале 2024 года погибшему военному Виктору Онисько был посмертно присвоен Орден Богдана Хмельницкого III степени. Вдов бойца Ольга узнала о награждении из Википедии, что стало для нее неожиданностью. Она не получала никаких официальных уведомлений об этой награде.
Об этом женщина рассказала на своей странице в Facebook.
"Я не писала петиций и никого ни о чем не просила. Из разговора с побратимами узнала, что этим почетным офицерским орденом командование 128 ОГШБр хотело отметить Витину отвагу. Он добровольно мобилизовался в начале Большой войны, быстро стал командиром и уже под Соледаром выполнял обязанности ротного, хотя на самом деле не имел на это права в звании младшего лейтенанта.
Сообщить семье павшего воина о его офицерской награде тоже ни у кого не нашлось времени. Витин орден по всей Украине я искала своими силами. Полгода. Благодаря Боевому братству Украины, награда нашлась. В итоге прямо на проходной мне передала его бухгалтер Оболонского РТЦК. В помятой коробке. Без всяких извинений и объяснений. Хотя в других регионах этот офицерский орден вручают на почетных награждениях", – написала вдова.
Позже на ситуации отреагировало Киевское ТЦК. Женщина опубликовала скрин поста и рассказала продолжение истории.
"На самом деле я очень надеялась решить ее другим способом, но это сообщение в очередной раз демонстрирует, насколько работникам киевских городских ТЦК важнее их белые пальто, чем работа над ошибками..."
Повторюсь, в течение полугода никто ни разу не позвонил нам по поводу офицерского ордена. За все это время никаких звонков из Оболонского РТЦК тоже не поступало. И это я еще молчу, как долго и тяжело оформляла здесь другие тематические документы. Витин орден нашелся благодаря помощи ветеранского союза. Без предварительных согласований с РТЦК я сама пришла за наградой в обычный будний день. Получила коробку от бухгалтера. Вот и все. Еще я не поняла пассаж об "избегании конфликтной ситуации", но пусть это будет на совести автора этого шедевра", - написала женщина.
Она подтвердила, что действительно встречалась с работниками РТЦК.
"Они извинились и даже принесли новую коробку для ордена. Я со своей стороны, еще раз объяснила, что не стремлюсь к скандалу в этой щекотливой теме. Мне также не нужно торжественное вручение. Очевидно, это системная проблема, хотя процедура награждения, пожалуй, самое простое из того, с чем сейчас сталкиваются военкоматы.
На встрече мы человечно пообщались о вызовах военных и волонтеров. После этого разговора есть неутешительный вывод: система построена так, что каждое звено перекидывает ответственность ниже. В финале все падает на одного человека, который и извещает семьи о гибели, и хоронит (здесь отдельная боль вокруг национального военного мемориального комплекса), и заботится о вручении наград.
Пока я вижу только один выход из этой ситуации. Коммуникацию с семьями и процесс награждения было бы более эффективно передать районным государственным администрациям Киева, разработать адекватную процедуру и организовывать ее в памятные государственные даты. Знаю, что в регионах часто так и происходит. Киеву есть у кого поучиться", – отметила Ольга.