В Украине открыто около 300 тысяч дел, связанных с самовольным оставлением воинской части и дезертирством, однако, эти данные не полностью отражают реальную ситуацию.

Об этом в эфире телеканала "Апостроф" рассказал адвокат, эксперт по военному праву Роман Лихачев.

"Некоторые уголовные производства зарегистрированы в отношении нескольких человек. Например, может быть одно уголовное производство, однако в нем фигурируют несколько человек, совершивших самовольное уход из воинской части", — пояснил Лихачев.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Он отметил, что среди основных причин таких случаев – нерешенные социальные и кадровые вопросы, а также истощение личного состава. Часто это военные, еще из учебного центра в знак протеста идут в СОЧ.

"Командиры воинских частей более тщательно относятся к учету правонарушений по самовольному уходу из воинской части. То есть, скажем так, пытаются контролировать все, чтобы дошло до возбуждения уголовного производства", — отметил эксперт.

Лихачев добавил, что усталость и ПТСР могут быть реальными причинами, но закон не считает их смягчающими обстоятельствами. В то же время, по его словам, некоторые приказы о СОЧ удается отменить в суде. Он отметил необходимость более гибкого подхода к ответственности:

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Не может быть одно и то же наказание для той особы, которая просто ушла с боевых позиций, и для человека, который, например, ранен и в знак протеста покинул часть из-за того, что ему долгое время не оказывали медицинскую помощь", — сказал адвокат.

По его мнению, отсутствие дифференциации приводит к тому, что даже готовые вернуться боятся ответственности. Ситуацию усложняет перегруженность судов и ДБР делами этой категории.

Лихачев также рассказал, что сейчас все больше воинских частей создают юридические консультации для помощи бойцам, желающим вернуться в службу законным путем. По его словам, это дает положительный результат и упрощает процедуру возврата.

Он подчеркнул, что эффективно решить проблему можно только из-за изменений на законодательном уровне.

"Амнистия. Не надо эти возвращения в воинскую часть, конкретная амнистия на определенный срок - и люди вернутся", — заявил эксперт.

По словам Лихачева, необходимо также упростить порядок возвращения находящихся в СОЧ военных во избежание лишней бюрократии. Без таких изменений, добавил он, люди, знающие о строгом наказании и отсутствии срока давности, без мотивации возвращаться в службу.

С начала полномасштабного вторжения России в Украину правоохранительные органы открыли 289 600 уголовных дел по статьям о самовольном уходе из части (СОЧ) и дезертирстве.

4 сентября в первом чтении парламент поддержал законопроект №13260, возвращающий уголовную ответственность за самопроизвольное оставление части (СОЧ).

Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности поддержал также законопроект №13452, которым предлагается усилить ответственность для военных за административные и уголовные правонарушения.

Адвокат и военный юрист Тарас Боровский заявил, что возможность для самовольно покинувших часть (СОЧ) военнослужащих сразу вернуться в свои подразделения может быть урегулирована путем принятия одного нормативно-правового акта.

Инструмент СОЧ (самовольного оставление частей) используется в армии из-за того, что механизм перевода фактически не работает, об этом "Апострофу" рассказал начальник службы по связям с общественностью 110-й отдельной механизированной бригады Иван Секач.

Народная депутатка в эфире телеканала "Апостроф" подчеркнула, что усиление уголовной ответственности за неповиновение военных должно сопровождаться введением наказания для командиров за выдачу заведомо преступных приказов.

Читайте также: возобновление криминализации СЗЧ: почему усиление наказания не эффективно.