пятница, 10 мая

Искали не там, где нужно: ученые сделали сенсационное заявление о поисках жизни на Марсе

NASA провела новый лабораторный эксперимент и обнаружила, что марсоходам, вероятно, придется копать поверхность Марса на два метра в глубину, чтобы найти признаки древней жизни, поскольку ионизирующее излучение из космоса относительно быстро разрушает малые молекулы, такие как аминокислоты, свидетельствующие о жизни на планеты.

Об этом сообщили исследователи из NASA.

Выявление некоторых аминокислот на Марсе будет считаться потенциальным признаком древней марсианской жизни, поскольку они широко используются на Земле как компонент для создания белков (белки нужны для жизни, потому что они создают ферменты и структуры, ускоряют или регулируют химические реакции).

Наши результаты свидетельствуют о том, что аминокислоты разрушаются космическими лучами в скалах и реголитах на поверхности Марса гораздо быстрее, чем считалось ранее. Текущие миссии марсоходов сверлят примерно до двух дюймов (около пяти сантиметров), чтобы полностью уничтожить аминокислоты. Добавление перхлоратов и воды еще больше увеличивает скорость разрушения аминокислот", - рассказал Александр Павлов из Центра космических полетов имени Годдарда NASA в Гринбелте, штат Мэриленд.

Стоит заметить, что для такого дела период в 20 миллионов лет является относительно коротким промежутком времени, потому что ученые ищут доказательства древней жизни на поверхности, которая могла присутствовать миллиарды лет назад, когда Марс больше походил на Землю.

Результат эксперимента NASA отчитается о новой стратегии поиска для миссий, которые ограничиваются взятием проб на малых глубинах. Теперь они могут брать пробы там, где образовались микрократеры младше 10 миллионов лет, или искать материал из этих краторов.

Космические лучи – это высокоэнергетические частицы (преимущественно протоны и ионы гелия), которые образуются вследствие мощных вспышек на Солнце и глубоком космосе, таких как взрывы звезд. Они могут деградировать или разрушать органические молекулы, когда они проникают в ярды (метры) в твердую скалу, ионизируя и разрушая все на своем пути.

Толстая атмосфера Земли и глобальное магнитное поле защищают поверхность от большинства космических лучей. В своей молодости Марс также обладал этими особенностями, но с возрастом потерял защиту. Однако есть доказательства того, что миллиарды лет назад более густая атмосфера позволяла жидкой воде храниться на поверхности Красной планеты. Поскольку жидкая вода важна для жизни, ученые хотят знать, возникала ли жизнь на Марсе, и ищут доказательства древней марсианской жизни, исследуя марсианские камни на наличие органических молекул, таких как аминокислоты.

Иллюстративное фото марсохода Фото: istockphoto

Команда смешала несколько типов аминокислот в кремнеземе, гидратированном кремнеземе или кремнеземе и перхлорате, чтобы имитировать условия марсианского грунта, и запечатать образцы в пробирках в вакууме, чтобы имитировать разреженный марсианский воздух. Некоторые образцы хранились при комнатной температуре, примерно самой теплой, которую когда-либо бывает на поверхности Марса, а другие охлаждали до более типичной температуры минус 67 градусов по Фаренгейту (минус 55 градусов по Цельсию). Образцы подвергли разным уровням гамма-излучения – разновидности высокоэнергетического света – для имитации доз космического излучения, полученных от примерно 80 миллионов лет воздействия на поверхности Марса. В этом эксперименте впервые смешиваются аминокислоты с имитацией марсианского грунта.

"Наша работа является первым комплексным исследованием, в котором исследуется разрушение (радиолиз) широкого спектра аминокислот под влиянием различных факторов, связанных с Марсом (температура, содержание воды, содержание перхлората), и сравниваются скорости радиолиза. Оказалось, что добавление силикатов и особенно силикатов с перхлоратами значительно повышает скорость разрушения аминокислот", – доложил Павлов.

Пока на Марсе не нашли аминакислот, однако их обнаружили в метеоритах, в частности в одном из Марса.

"Мы действительно идентифицировали несколько аминокислот с прямой цепью в антарктическом марсианском метеорите RBT 04262 в Астробиологической аналитической лаборатории в Годдарде, которые, как мы считаем, происходят из Марса (а не загрязнения земной биологии), хотя механизм образования этих аминокислот метеориты с Марса обычно выбрасываются из глубины не менее одного метра, возможно, аминокислоты в RBT 04262 были защищены от космического излучения", - сказал Дэнни Главин, соавтор статьи в NASA Goddard

Марсоходы NASA Curiosity и Perseverance обнаружили на Марсе органические вещества, однако это не является убедительным признаком жизни, поскольку они могли быть созданы с помощью небиологической химии. Кроме того, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что органический материал, наблюдавший эти марсоходы, со временем изменился из-за радиации, а следовательно, он не такой, каким был при формировании.

Ранее "Апостроф" сообщал, что ученые нашли в космосе "адскую планету", покрытую океанами лавы.