четверг, 2 мая
Мир

Жила среди динозавров: в США нашли останки допотопной ящерицы

Археологи раскопали рептилию, жившую среди динозавров 150 миллионов лет назад в Северной Америке. Ее назвали Opisthiamimus gregori – эта ящерица была крошечной и имела размер около 15 см от носа до хвоста.

Об этом сообщили в DailyMail со ссылкой на Journal of Systematic Palaeontology.

По данным исследователей из Смитсоновского национального музея природной истории, рептилия жила рядом с динозаврами, такими как стегозавр и аллозавр 150 миллионов лет назад, и, вероятно, питался насекомыми и другими беспозвоночными. Ее останки нашли в штате Вайоминг, США.

Считается, что крохотное существо принадлежит к тому же древнему роду, что и новозеландская туатара, последний живой представитель группы, почти полностью вытесненной ящерицами.

"Что важно в туатаре, так это то, что она представляет эту огромную эволюционную историю, которую нам удалось уловить в, вероятно, ее заключительном акте. Хотя это выглядит как относительно простая ящерица, оно воплощает целую эволюционную эпопею, которая достигает более 200 миллионов лет", - сказал ведущий автор доктор Мэтью Каррано из Смитсоновского института.

Художественная интерпретация недавно открытого вымершего вида ящерицеобразных рептилий, относящихся к той же древней линии, что и живая туатара в Новой Зеландии

Открытие произошло благодаря небольшому количеству образцов, включая чрезвычайно полный и хорошо сохранившийся окаменевший скелет, найденный у гнезда аллозавров в формации Моррисон на севере штата Вайоминг. Хотя эта рептилия похожа на ящерицу, на самом деле это ринхоцефал — вид, отделившийся от ящериц не менее 230 миллионов лет назад.

В период расцвета юрского периода ринхоцефалы встречались почти по всему миру, были больших и малых размеров и выполняли разнообразные экологические роли, но по причинам, которые до сих пор не полностью выяснены, ринхоцефалы почти исчезли, поскольку ящерицы и змеи стали наиболее распространенными и разнообразными рептилиями. во всем мире. Сейчас единственным представителем этого древнего вида оставшихся животных является новозеландская туатара, которая примерно в пять раз длиннее Opisthiamimus gregori и немного похожа на коренастую игуану.

Ископаемый скелет новой ящерицеобразной рептилии Opisthiamimus gregori

Особенности, отличающие его от ящериц, включают зубы, сросшиеся с костью челюсти, уникальное жевательное движение, скользящее нижней челюстью вперед-назад, как лезвие пилы, продолжительность жизни свыше 100 лет и устойчивость к холодному климату.

Ринхоцефалы известны палеонтологам в большинстве своем по небольшим фрагментам их челюстей и зубов, потому что их слабые кости часто были уничтожены либо до того, как они окаменели, либо когда они вышли из разрушительной горной формации в наше время. Однако одна из окаменелостей, найденных в формации Моррисона, почти полностью, за исключением хвоста и частей задних лап, что делает ее исключительно редкой.

Сейчас исследователи провели компьютерное сканирование окаменелостей, чтобы создать трехмерное изображение образца с точностью менее миллиметра. Затем они собрали оцифрованные кости черепа – некоторые из которых были раздроблены, не на месте или отсутствуют с одной стороны – с помощью программного обеспечения, чтобы в конце концов создать почти полную 3D-реконструкцию.

Реконструированный череп дал исследователям беспрецедентный взгляд на голову рептилии юрского периода, обнаружив, что она, возможно, ела добычу с более твердыми панцирями, например жуков или водяных жуков, а также насекомых.

"Такой полный образец имеет огромный потенциал для сравнения с окаменелостью, собранными в будущем, а также для идентификации или переклассификации образцов, уже лежащих в музейном ящике. С 3D-моделями, которые мы имеем, мы можем в какой-то момент также провести исследования , использующих программное обеспечение для изучения механизма челюсти этого создания", - сказал соавтор исследования Дэвид ДеМар

Opisthiamimus gregori теперь добавлен в коллекции Смитсоновского музея, где она будет оставаться доступной для дальнейшего изучения. Это может помочь исследователям понять, почему туатара – это все, что осталось от ринхоцефалов, тогда как ящерицы распространились по планете.

Сейчас единственным оставшимся видом ринхоцефалов является новозеландская туатара (на фото)

"Эти животные, возможно, исчезли частично из-за конкуренции со стороны ящериц, но, возможно, также из-за глобальных изменений климата и изменения среды обитания. Это увлекательно, когда у вас есть доминирование одной группы, которая уступает место другой группе в течение эволюционного времени, и нам все еще нужны дополнительные доказательства, чтобы объяснить, что именно произошло, но окаменелости, как эта, это то, как мы собираемся это вместе", - сказал Каррано.

Исследователи назвали новый вид в честь музейного волонтера Джозефа Грегора. Он потратил сотни часов, тщательно выскабливая и вытачивая кости из каменного блока, впервые привлекшего внимание музейного препаратора окаменелостей Пита Кролера еще в 2010 году.

"Пит - один из тех людей, которые имеют своеобразное рентгеновское зрение для такого рода вещей. Он заметил две крошечные частицы кости со стороны этого блока и обозначил его, чтобы его вернули, не имея реального представления, что в нем. Как оказалось, он выиграл джекпот", - резюмировал доктор Каррано.

Ранее "Апостроф" писал, что археологи раскопали скелет динозавра, покрытый кожей.