Торговая блокада оккупированных территорий Донбасса, похоже, входит в горячую фазу. Активисты экономической изоляции уже вступают в стычки с правоохранителями, однако не собираются покидать свои импровизированные блокпосты. А в это время металлургические предприятия страны, которые связаны технологической цепочкой с заводами на неподконтрольной территории, могут оказаться на грани остановки. Чем грозит Украине затяжная блокада Донбасса, разбирался "Апостроф".

Потасовки с полицией

Напомним, что двустороннее эмбарго оккупированным территориям бывшие бойцы добровольческих батальонов "Айдар" и "Донбасс" объявили в конце декабря 2016 года. Ветераны добробатов поставили боевикам жесткий ультиматум: либо освобождение всех пленных, либо прекращение торговых связей с оккупированными территориями. Лидеры непризнанных "республик" не пошли активистам на уступки, и ветераны вместе с депутатами от "Самопомощи" выполнили свои обещания, заблокировав железнодорожное сообщение с ОРДЛО.

На данный момент активисты удерживают под своим контролем два блокадных пункта: "Редут Богдана", который парализует движение промышленных грузов на участке железной дороги Луганск-Попасная в районе города Золотое и редут "Запорожье", перекрывающий железнодорожное сообщение Курдюмовка-Горловка. Уходить со своих позиций ветераны АТО не собираются. Правда, экс-комбат "Айдара" Сергей Мельничук заявил, что люди, которые действительно принимали участие в боевых действиях, сейчас в блокаде не участвуют. "Это люди, которые находились в тылу и занимались противоправными действиями во время АТО – они занимались мародерством", - подчеркнул нардеп.

Полиция Луганской области возбудила уголовное дело по статье 279 "Блокирование транспортных коммуникаций", однако повлиять на активистов и заставить их разблокировать пути так и не смогла. Более того, участники блокады 6 февраля решили перекрыть еще и автомобильную дорогу Константиновка – Бахмут. "Неизвестные в камуфляжной одежде с деревянными колами, которые были приспособлены для того, чтобы ими можно было наносить удары, перекрыли дорогу в обоих направлениях. Это привело к большому скоплению автотранспорта - как военного назначения, так и специальных служб, в том числе и медицинского назначения, – пояснил глава полиции Донецкой области Вячеслав Аброськин. – Люди, которые блокировали движение транспорта, были все установлены. Всего около 28 человек. Среди них есть как ранее судимые, так и лица без постоянного адреса проживания".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Полиции удалось разблокировать трассу, однако завязалась потасовка, в ходе которой правоохранителям пришлось применить спецсредства.

Удар по Украине

Основной груз, который после начала блокады стал ограничено поступать с оккупированного Донбасса – это антрацит. Именно углем этой марки "кормятся" большинство украинских ТЭС. По словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Насалика, если территория блокады будет расширяться, уже в марте в стране возможны веерные отключения электроэнергии. "Если будет полностью перекрыта зона АТО, я могу подтвердить, что мы перейдем к веерным отключениям и к ограничениям. У нас разработан график. На тех запасах, которые у нас есть, мы можем продержаться примерно до конца марта. Но в связи с тем, что антрацитовую группу мы можем диверсифицировать поставками и из ЮАР, и Австралии, и Китая, время поставки как минимум 50-55 дней, разрыв мы должны компенсировать чем-то, и эта компенсация возможна за счет ограничений генерации", – отметил Насалик.

Но заграничные антрациты обойдутся Украине дороже. По оценкам экспертов страна переплатит около 20 долларов на тонне. Да и платить за такой уголь придется не в гривнах, а в валюте. "Очевидно, что блокада не в интересах Украины. Наша тепловая энергетика активно потребляет этот уголь. Блокирование поставок угля, конечно, нанесет небольшой ущерб ДНР и ЛНР, но гораздо больший ущерб будет нанесен Украине", – рассказал "Апострофу" экс-министр экономики Виктор Суслов.

Активисты блокады уверяют, что лучше уж переплатить, чем торговать с оккупантами. В свою очередь Насалик отмечает, что говорить о "торговле с оккупантами" некорректно, ведь шахты ОРДЛО, с которых идет уголь в страну, перерегистрированы в Украине. "Антрацитовый уголь, поставляемый из зоны АТО, производится на украинских шахтах, зарегистрированных на украинской территории", – подчеркнул Насалик.

Та же история с другими предприятиями на оккупированных территориях региона. Например, Енакиевский металлургический завод и его филиал в Макеевке или Алчевский меткомбинат. Эти предприятия официально перерегистрированы в Украине и платят налоги в государственный бюджет. А принимая во внимание тот факт, что бюджет-2017 и так принят с дефицитом в 77,5 миллиардов гривен, недополучить налоги от крупных налогоплательщиков, которыми являются промышленные предприятия, чревато для страны сокращением финансирования, например, армии или сферы здравоохранения.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"В условиях, когда наша страна находится и так в тяжелом энергетическом положении, такой удар автоматически отразится на промышленности, ведь веерные отключения означают невозможность работы многих промышленных предприятий", – добавил Суслов.

Перебои в работе промышленных предприятий горно-металлургического комплекса могут подорвать и курс национальной валюты по отношению к доллару. Дело в том, что основная масса продукции промпредприятий идет на экспорт. Как это работает: железную руду металлургические предприятия на оккупированной территории получают от горно-обогатительных комбинатов Украины. Перерабатывая руду в металл, меткомбинаты отправляют продукцию обратно в Украину и экспортируют по всему миру. Соответственно государство может недосчитаться валютных поступлений в страну, а это девальвация гривны, которая автоматически тянет за собой рост потребительских цен и падение общего уровня жизни украинцев.

Кроме того, нарушается технологическая цепочка, которая десятилетиями формировалась на Донбассе. "Например, уголь на Авдеевский коксохим идет с шахты, которая находится под контролем ДНР, а коксохимзавод доставляет кокс в Мариуполь на ММК Ильича. Нужно понимать, что металлургические, коксохимические и химические заводы, шахты, заводы тяжелого машиностроения, которые находятся по обе стороны линии разграничения, без железной дороги функционировать неспособны. Автомобильными перевозками этих вопросов не решить", – пояснил "Апострофу" ситуацию доктор экономических наук Юрий Макогон.

Под удар уже в ближайшей перспективе могут попасть градообразующие комбинаты прифронтового Мариуполя – ММК Ильича и "Азовсталь", на которых работают тысячи местных жителей. По оценкам экспертов, ежемесячно с неконтролируемых территорий на эти предприятия поступает около 60 тысяч тонн коксующегося угля, 35 тысяч тонн кокса, более 40 тысяч тонн антрацита. Если меткомбинаты останутся без этого сырья, его придется импортировать, а это отразится на себестоимости готовой продукции, а значит и спросе на нее. "Хотя откуда импортировать это сырье? Не из России же его завозить. Это не вариант. Откуда тогда его возить?" – жалуется "Апострофу" глава федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

Вопрос к Порошенко

Эксперты, опрошенные "Апострофом", уверяют, что власть должна срочно пресечь противоправные действия активистов, и разблокировать парализованные участки железной дороги.

"Власти сейчас не остается ничего другого, кроме как решить эту проблему, лучше конечно политическим путем. Я не думаю, что те, кто организует блокаду, не способны понять экономических аргументов. Если они сознательно не хотят их слышать, власть должна применить силовое разблокирование и обеспечить бесперебойные поставки угля на украинские электростанции. Тем более, что по прогнозу, у нас еще не менее месяца будут продолжаться отрицательные температуры и затяжная холодная зима. Надеяться на то, что можно просто отключить электростанции и после этого выжить невозможно", – говорит Виктор Суслов.

В свою очередь Сергей Беленький отмечает, что спорные моменты необходимо решать в ходе переговоров. "Все предприятия на неподконтрольной территории, которые прошли перерегистрацию, работают в законодательном поле Украины. Если есть у кого-то вопросы, что они вообще не могут там работать, это нужно решать цивилизованным, законодательным путем, а не просто нарушать законы, блокируя железную дорогу", – резюмировал глава федерации металлургов.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Теперь свое слово должны сказать президент Петр Порошенко, глава Кабмина Владимир Гройсман и секретарь СНБО Александр Турчинов. Именно к ним профсоюзы горняков и металлургов Украины обратились в открытом письме с требованием разобраться в ситуации.