Митинги в Румынии проходят во всех крупных городах страны. На минувших выходных на антиправительственные демонстрации вышли десятки тысяч человек. Люди протестовали против закона, из-за которого будут амнистированы чиновники, арестованные за отмывание денег и злоупотребление властью. Об основных причинах политического кризиса в Румынии и чего ждать от этих протестов рассказывает "Апострофу" директор Da Vinci AG Анатолий Баронин.

Массовые протесты в Румынии против планов правительства осуществить амнистию и декриминализировать некоторые антикоррупционные статьи уголовного кодекса ведут к углублению политического кризиса в стране, усилению трений между лидерами декабрьских парламентских выборов: левой партией социал-демократов (PSD) и правоцентристской Национально-либеральной партией (PNL).

В декабре 2016 года в Румынии состоялись выборы в двухпалатный парламент. Результатом стала победа социал-демократов: более 45,67% голосов избирателей (154 из 329 мест в нижней палате парламента и 67 из 136 мест в Сенате) на фоне около 20,41% мест, полученных национал-либералами в нижней палате и 20,04% мест в Сенате. Несмотря на победу, ряд представителей PSD, включая лидера партии, спикера нижней палаты Ливиу Драгня, не могут претендовать на должности в правительстве вследствие судебных решений и антикоррупционных расследований.

Предложение подконтрольного PSD правительства Сорина Гриндяну об амнистии и декриминализации некоторых статей уголовного кодекса мотивируется переполненностью тюрем и необходимостью соблюдения рекомендаций в сфере защиты прав человека. Принятие поправок в уголовный кодекс позволят многим высокопоставленным политикам и союзникам действующего правительства избежать обвинений в коррупции. Протестующие недовольны PSD, их лидером Ливиу Драгни, а также союзниками социал-демократов по коалиции – Альянсом либералов и демократов (ALDE).

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Благодаря работе созданного в 2003 году Национального антикоррупционного Директората, офиса специализированного прокурора, Бухарест значительно продвинулся в деле борьбы с коррупцией. В 2014 году 1138 лиц, включая политиков, бизнесменов, судей и прокуроров были обвинены в коррупции в сравнении со 155 в 2006 году. В их числе под суд попали 24 мэра, 5 членов парламента, 2 бывших министра, экс премьер-министр, 7 судей и 13 прокуроров. В июле 2015 года обвинения в уклонении от уплаты налогов, отмывании денег, конфликте интересов коснулись премьер-министра Виктора Понта – члена PSD.

Критики правительственной инициативы заявляют о рисках нивелирования всех предыдущих успехов Румынии в борьбе с коррупцией и усложнении привлечения к ответственности коррупционеров в связи с установлением порога ответственности за коррупционные деяния в сумме от 200 тысяч леев (47,500 долларов США). В результате амнистии правительство ожидает, что на свободу выйдет около 2,5 тысяч человек, в то время, как пенитенциарная служба заявляет о 3,7 тысяч человек.

В мобилизации населения для участия в акциях протеста активно принимала участие партия "Союз за спасение Румынии" (USR), которая была основана в июле 2015 года на волне гражданских протестов против премьера Виктора Понта и через год набрала уже 8,87% голосов в Сенат и 8,92% голосов в нижнюю палату. Согласно заявлению президента Румынского академического общества Алины Мунгиу-Пипиди (влиятельной аналитической НГО в стране), данная партия имеет поддержку со стороны SRI – румынской службы безопасности. Это косвенно может указывать на связь с PNL через президента страны Йоханниса, сложившего после победы на президентских выборах 2014 года полномочия главы этой партии. 22 января 2017 года президент поддержал манифестантов. Ранее он высказывался с критикой парламента, в котором большинство представляет коалиция социал-демократов и ALDE, а также ситуативно голосующий с ними Альянс венгров в Румынии (UDMR). Критика президента касалась попыток парламента отклонять запросы Национального антикоррупционного директората на снятие иммунитета, как в случае с сенатором от PSD Даном Сова или премьером Виктором Понта.

PNL опасается монополизации власти со стороны Ливиу Драгня, которого называют "местным бароном", контролирующим пограничный с Болгарией район Teleorman и имеющим значительное влияние в PSD. При этом политические амбиции Драгня дают основания прогнозировать продолжение борьбы за власть и возможность лично возглавить правительство Румынии. Таким образом, противостояние PSD и PNL, а также их союзников будет набирать новые обороты.

Коалиция во главе с PSD может собрать голоса в поддержку предложенных изменений. Однако их оппоненты будут использовать силу "улицы" и общественные организации, играющие на антикоррупционном поле. Одновременно с этим президент Йоханнис будет настаивать на проведении референдума по вопросам продолжения борьбы с коррупцией и обеспечения неподкупности лиц, занимающих государственные должности. Можем ожидать, что в ответ на разжигание протестного движения, PSD попытается обвинить президента в подготовке государственного переворота и предпринять ряд попыток инициировать импичмент президенту, о чем они уже заявляли во время процесса формирования правительства.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

При этом, важно отметить, что вряд ли политический кризис станет причиной снижения темпов экономического роста Румынии. После роста ВВП в 2016 году в 5,2%, в 2017 году ожидается замедление роста до 3,9%. Прогнозы Всемирного банка еще скромнее и ориентируются на показатель 3,8%, а прогнозы ЕБРР и агентства Moody"s ожидают 3,7% рост этого макропоказателя. В 2016 году поддержку экономическому росту Бухареста оказывало частное потребление. Однако налоговая политика правительства, включающая ликвидацию дополнительного акциза на ГСМ, налога на специальные постройки и снижение НДС, будет способствовать росту бюджетного дефицита и, как результат, охлаждению экономики. К началу 2017 года Бухарест исчерпал эффект от снижения с 24% до 20% НДС, который являлся стимулом для потребительского роста. Финансовые стимулы, предпринятые правительством в 2016 году, приведут к снижению налоговых поступлений до 25,4% от ВВП при 40% ориентире, действующем в ЕС. На замедление темпов роста будет оказывать влияние также рост дефицита текущего счета с 2,2% в 2016 году до 2,6% в 2017 и 2,8% в 2018 году. Таким образом, снижение темпов роста румынской экономики в 2017 году является закономерным последствием политики финансового стимулирования правительства. Влияние политического кризиса на экономическую ситуацию в стране является вторичным и незначительным.