Министерство инфраструктуры известно своими спорными решениями – от передачи Николаевского порта под "присмотр" семьи Пинькасов до назначения на должность и.о. начальника ГП "Одесский морской торговый порт" бывшего и.о. главы "Укрпочты" И. Ткачука (по слухам, личного друга самого премьер-министра Гройсмана). Однако, последнее кадровое решение, по мнению экспертов, затмило предыдущие по возможным последствиям для портовой отрасли. Речь идет о назначении и.о. госпредприятия "Администрации морских портов Украины" гражданина Латвии Райвиса Вецкаганса.

По словам самого министра, Владимира Омеляна, назначение очередного экспата станет стартом реформы в портовой отрасли.При этом суд приостановил приказ об увольнении предыдущего руководителя ГП "АМПУ" Ю. Наконечного. Что известно о новом руководителе АМПУ и почему при этом было нарушено постановление суда, выяснял "Апостроф".

Министр Омелян представил Райвиса Вецкаганса как "звезду" управления портовым бизнесом Латвии (при том, что латвийские порты являются прямыми конкурентами украинских в борьбе за транзитные грузопотоки). Остановимся подробнее на трудовом пути очередного и.о.

Итак, на протяжении почти трех лет Вецкаганс действительно трудился в "Латвийском пароходстве" в том числе, в должности вице-президента. По результатам работы "команды", в которую входил нынешний и.о. председателя ГП "АМПУ", хозяева "Латвийского пароходства" предъявили к 15-ти бывшим топ-менеджерам пароходства (в т.ч. и к Вецкагансу) иск на сумму около 20 млн. долл. США.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

После этого Р. Вецкаганс работал на посту председателя правления "Rigacentralterminal", члена совета директоров "Rigacentralterminal", где отвечал за "поддержание отношений с ключевыми клиентами- российскими производителями угля, руды, чугуна, ферросплавов". Как раз в это время шел отток целого ряда транзитных грузов из портов Украины.

Отметим, что как минимум последние три года Р. Вецкаганс напрямую работает на российских работодателей. В SIA "RigaCoalTerminal", совместном предприятии Рижского коммерческого порта и российского холдинга "Сибирский Деловой Союз", Р. Вецкаганс на протяжении двух лет "защищал интересы акционеров при закрытии долгосрочной концессии с администрацией Рижского свободного порта". А акционеры у "Сибирского Делового Союза" очень влиятельные в России бизнесмены и политики. В частности, основной акционер "Сибирского Делового Союза" - Владимир Гридин, давний друг и соратник непотопляемого губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, 189-й номер в российском списке "Форбс". Но самым интересным в контексте темы будущего портов Украины является то, что Владимир Гридин является депутатом Госдумы РФ от "Единой России" (с 2007 г.) и заместителем председателя комитета Госдумы РФ по транспорту. Кроме того, "Сибирский Деловой Союз" среди прочего, является владельцем "Европейской медиа-группы", крупнейшего российского негосударственного радиовещательного холдинга.

После работы на россиян на портовых терминалах Риги Р. Вецкаганс в январе 2016 г. и вовсе перебрался в Россию, работать в Санкт-Петербургскую компанию FenixLLC(порт Бронка) с еще более интересными, с точки зрения украинских интересов, владельцами. Эта компания входит в многопрофильный холдинг "Форум", а владельцами этого холдинга в равных долях являются Дмитрий Михальченко (которого в Санкт-Петербурге называют "губернатор 24 часа") и бывший заместитель главы ФСБ по Питеру и Ленобласти генерал-майор ФСБ в отставке Николай Негодов. Как сообщают СМИ, компании холдинга большую часть своих активов сколотили на связях с силовыми структурами России и бюджетными заказами. В портовый бизнес холдинг пришел через дноуглубительные работы в порту Санк-Петербурга. И сам порт Бронка, холдинг получил в бытность работы "отставного генерал-майора ФСБ" на посту начальника ФГУП "РОСМОРПОРТ". Кстати, два бизнесмена, которые изначально занимались созданием порта Бронка – Л. Тимофеев и А. Андреев погибли в автокатастрофе. После этого в этот проект пришел холдинг "Форум".

Таким образом, еще несколько месяцев назад Р. Вецкаганс работал на людей, бизнес которых построен на близости к российской власти и сами они представляли в ней ветвь ФСБ, а также руководили аналогом "АМПУ" в России. Наверное, он сможет многое узнать о создании новых "портовых проектов на базе государственных портов" по российскому типу. Только вряд ли после этого что-то останется от портов Украины.

Не исключено, что после работы в ГП "АМПУ" Р. Вецкаганс так же легко вернется к российским работодателям.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

В связи с этим, хотелось бы задать несколько вопросов министру инфраструктуры Украины Владимиру Омеляну, который заявил, что "в Україні практично неможливо знайти фахівця, який був би відповідальним і порядним висококласним професіоналом з нульовою толерантністю до корупції":

    - кто занимался поиском и отбором кандидатов на пост главы ГП "АМПУ"?

    - где и как была найдена кандидатура Р. Вецкаганса?

    - кто еще рассматривался на пост главы ГП "АМПУ"?

    - кто анализировал анкеты претендентов на пост главы ГП "АМПУ" и кто их согласовывал?

    - давала ли свое положительное заключение по кандидатуре Р. Вецкаганса СБУ в свете того, что по должности он должен получить допуск к государственной тайне Украины?

Ведь назначение на пост руководителя одного из самых важных стратегических предприятий Украины человека, еще несколько месяцев назад работавшего на людей, связанных с властью враждебного для Украины государства (а может, и до сих пор на них работающего), является плевком в сторону всех тех, кому небезразлична судьба Украины.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА