Министерство инфраструктуры известно своими спорными решениями – от передачи Николаевского порта под "присмотр" семьи Пинькасов до назначения на должность и.о. начальника ГП "Одесский морской торговый порт" бывшего и.о. главы "Укрпочты" И. Ткачука (по слухам, личного друга самого премьер-министра Гройсмана). Однако, последнее кадровое решение, по мнению экспертов, затмило предыдущие по возможным последствиям для портовой отрасли. Речь идет о назначении и.о. госпредприятия "Администрации морских портов Украины" гражданина Латвии Райвиса Вецкаганса.
По словам самого министра, Владимира Омеляна, назначение очередного экспата станет стартом реформы в портовой отрасли.При этом суд приостановил приказ об увольнении предыдущего руководителя ГП "АМПУ" Ю. Наконечного. Что известно о новом руководителе АМПУ и почему при этом было нарушено постановление суда, выяснял "Апостроф".
Министр Омелян представил Райвиса Вецкаганса как "звезду" управления портовым бизнесом Латвии (при том, что латвийские порты являются прямыми конкурентами украинских в борьбе за транзитные грузопотоки). Остановимся подробнее на трудовом пути очередного и.о.
Итак, на протяжении почти трех лет Вецкаганс действительно трудился в "Латвийском пароходстве" в том числе, в должности вице-президента. По результатам работы "команды", в которую входил нынешний и.о. председателя ГП "АМПУ", хозяева "Латвийского пароходства" предъявили к 15-ти бывшим топ-менеджерам пароходства (в т.ч. и к Вецкагансу) иск на сумму около 20 млн. долл. США.
После этого Р. Вецкаганс работал на посту председателя правления "Rigacentralterminal", члена совета директоров "Rigacentralterminal", где отвечал за "поддержание отношений с ключевыми клиентами- российскими производителями угля, руды, чугуна, ферросплавов". Как раз в это время шел отток целого ряда транзитных грузов из портов Украины.
Отметим, что как минимум последние три года Р. Вецкаганс напрямую работает на российских работодателей. В SIA "RigaCoalTerminal", совместном предприятии Рижского коммерческого порта и российского холдинга "Сибирский Деловой Союз", Р. Вецкаганс на протяжении двух лет "защищал интересы акционеров при закрытии долгосрочной концессии с администрацией Рижского свободного порта". А акционеры у "Сибирского Делового Союза" очень влиятельные в России бизнесмены и политики. В частности, основной акционер "Сибирского Делового Союза" - Владимир Гридин, давний друг и соратник непотопляемого губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, 189-й номер в российском списке "Форбс". Но самым интересным в контексте темы будущего портов Украины является то, что Владимир Гридин является депутатом Госдумы РФ от "Единой России" (с 2007 г.) и заместителем председателя комитета Госдумы РФ по транспорту. Кроме того, "Сибирский Деловой Союз" среди прочего, является владельцем "Европейской медиа-группы", крупнейшего российского негосударственного радиовещательного холдинга.
После работы на россиян на портовых терминалах Риги Р. Вецкаганс в январе 2016 г. и вовсе перебрался в Россию, работать в Санкт-Петербургскую компанию FenixLLC(порт Бронка) с еще более интересными, с точки зрения украинских интересов, владельцами. Эта компания входит в многопрофильный холдинг "Форум", а владельцами этого холдинга в равных долях являются Дмитрий Михальченко (которого в Санкт-Петербурге называют "губернатор 24 часа") и бывший заместитель главы ФСБ по Питеру и Ленобласти генерал-майор ФСБ в отставке Николай Негодов. Как сообщают СМИ, компании холдинга большую часть своих активов сколотили на связях с силовыми структурами России и бюджетными заказами. В портовый бизнес холдинг пришел через дноуглубительные работы в порту Санк-Петербурга. И сам порт Бронка, холдинг получил в бытность работы "отставного генерал-майора ФСБ" на посту начальника ФГУП "РОСМОРПОРТ". Кстати, два бизнесмена, которые изначально занимались созданием порта Бронка – Л. Тимофеев и А. Андреев погибли в автокатастрофе. После этого в этот проект пришел холдинг "Форум".
Таким образом, еще несколько месяцев назад Р. Вецкаганс работал на людей, бизнес которых построен на близости к российской власти и сами они представляли в ней ветвь ФСБ, а также руководили аналогом "АМПУ" в России. Наверное, он сможет многое узнать о создании новых "портовых проектов на базе государственных портов" по российскому типу. Только вряд ли после этого что-то останется от портов Украины.
Не исключено, что после работы в ГП "АМПУ" Р. Вецкаганс так же легко вернется к российским работодателям.
В связи с этим, хотелось бы задать несколько вопросов министру инфраструктуры Украины Владимиру Омеляну, который заявил, что "в Україні практично неможливо знайти фахівця, який був би відповідальним і порядним висококласним професіоналом з нульовою толерантністю до корупції":
- кто занимался поиском и отбором кандидатов на пост главы ГП "АМПУ"?
- где и как была найдена кандидатура Р. Вецкаганса?
- кто еще рассматривался на пост главы ГП "АМПУ"?
- кто анализировал анкеты претендентов на пост главы ГП "АМПУ" и кто их согласовывал?
- давала ли свое положительное заключение по кандидатуре Р. Вецкаганса СБУ в свете того, что по должности он должен получить допуск к государственной тайне Украины?
Ведь назначение на пост руководителя одного из самых важных стратегических предприятий Украины человека, еще несколько месяцев назад работавшего на людей, связанных с властью враждебного для Украины государства (а может, и до сих пор на них работающего), является плевком в сторону всех тех, кому небезразлична судьба Украины.