В Лос-Анджелесе состоялась 87-я церемония награждения новых лауреатов, наверное, самой престижной кинопремии мира "Оскар". Главным триумфатором торжества стала трагикомедия Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Бердмэн", удостоенная наградами за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу Эммануэля Любецки и оригинальный сценарий. Впрочем, без призов не остался ни один фильм, представленный в основной номинации.

Накануне вручения премии, естественно, не было недостатка в прогнозах, но, надо сказать, и профессиональные аналитики, и букмекеры в общем-то совпадали в своих предсказаниях. Хотя основные конкуренты "Бердмэна" в борьбе за звание лучшего фильма года – "Отель "Гранд Будапешт"" Уэса Андерсона и "Отрочество" Ричарда Линклейтера обошли фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту на "Золотом глобусе", получив там высшие награды в категориях "комедия" и "драма", а "Отрочество" к тому же успело удостоиться главного приза британской киноакадемии BAFTA, шансы "Бердмэна" выглядели более чем солидно. Ведь именно ему отдали предпочтение на своих церемониях ведущие голливудские профессиональные гильдии: продюсеров, режиссеров и актеров.

Такое единодушие вполне закономерно: "Бердмэн" – действительно фильм, способный удовлетворить требования и рядового завсегдатая кинозалов, и синефила. История о некогда прославившемся исполнением роли супергероя актере, пытающемся восстановить пошатнувшуюся репутацию и самоуважение постановкой на Бродвее, одновременно и трогательна, и иронична, и затейливо придумана. К тому же, еще и необычна с формальной точки зрения – выдающийся оператор Эммануэль Любецки добился в картине поразительного эффекта – двухчасовая лента кажется снятой одним планом, в ней не заметна ни одна монтажная склейка, камера преследует героев постоянно, сопровождая их переходы за кулисами театра, заглядывая в гримерки и на крышу, устремляясь в небо за двойником главного персонажа – прилипшей к нему маской "человека-птицы".

Аналогичный перфекционизм демонстрируют, впрочем, и создатели "Отеля "Гранд Будапешт"". Фантасмагорическая, невероятно зрелищная, разыгранная звездами первой величины картина Уэса Андерсона о закате аристократической Европы, увиденном глазами консьержа затерянной в Альпах гостиницы, по праву получила "Оскары" за художественное оформление, дизайн костюмов и грим, хотя могла, кажется, претендовать и на большее. Отмечен призом и автор музыки к фильму Александр Депла. Пикантность ситуации в этой номинации состояла в том, что французский композитор соревновался сам с собой – в шорт-листе фигурировала и его музыка к картине "Игра в имитацию".

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Этой классической британской драме о близком к гениальности математике Алане Тьюринге, претендовавшей на премию в восьми номинациях, достался лишь один приз – за адаптированный сценарий. Увы, без награды остался Бенедикт Камбербэтч, чьему драматическому таланту академики предпочли виртуозное изображение физической ущербности Эдди Редмейном, сыгравшего астрофизика Стивена Хокинга в картине "Теория всего". Недуги и причиняемые ими страдания, по-видимому, становятся устойчивым кинотрендом – вот и Джулианна Мур, наконец, удостоилась "Оскара" за скрупулезное воссоздание симптомов Альцгеймера, настигшего блестящего профессора лингвистики, в душещипательной мелодраме "Все еще Элис". По правде говоря, куда серьезнее и смелее была отмеченная призом в Канне работа актрисы в "Звездной карте" Дэвида Кроненберга, но эта уничижительная сатира на Голливуд вообще не попала в "оскаровские" списки.

Этот факт в общем-то симптоматичный. Все-таки следует понимать, что "Оскар", как и любая другая премия, не просто лотерея, но и сложная игра, где учитываются не всегда художественные соображения, но и политическая и коммерческая конъюнктура, требования политкорректности, иерархия имен и прочее. Вот, скажем, на нынешнем "Оскаре" возник мини-скандал, когда, получив статуэтку за песню Glory из фильма "Сельма", посвященного борьбе с апартеидом, Джон Стивенс разразился страстной речью, заявив, что сегодня афроамериканцы "даже более бесправны, чем прежде". Это заявление вызвало в кулуарах много недобрых шуток о том, что скоро придется и в кино вводить квоту на присутствие чернокожих актеров, как это уже принято, скажем, в американских университетах в отношении преподавателей. Как знать, возможно, и единственную премию – за монтаж звука – "Снайперу" энергичного, несмотря на свои 84 года, Клинта Иствуда, номинированному в пяти категориях, отчасти можно объяснить неоднозначной реакцией публики на его фильм, по сути, оправдывающий присутствие американских военных в Ираке.

Тем не менее хорошее кино академики, конечно, все же замечают. Например, прогнозируемый приз за исполнение мужской роли второго плана Джонатану Кимбл Симмонсу, сыгравшему безжалостного педагога, добивающегося совершенства от своего ученика, в драме "Одержимость", подкреплен на "Оскаре" заслуженными наградами авторам этого великолепного фильма за драйвовый монтаж и звук. Справедливо, наверное, и то, что единственная премия – за женскую роль второго плана (Патриция Аркетт) – досталась, пожалуй, самому переоцененному фильму года – "Отрочеству". Нет сомнения в том, что, снимая свою картину о взрослении мальчика в течение 12 лет, Ричард Линклейтер совершил профессиональный подвиг. Но, запечатлевая на камеру реального парнишку, режиссер, по сути, не открыл никаких новых смыслов – такую ленту можно было бы изготовить за пару месяцев, подобрав похожих исполнителей разного возраста.

"Оскар", и об этом не стоит забывать, потому-то и приобрел свой впечатляющий статус, что не только тешит самолюбие художников, но и вдохновляет продюсеров – награда повышает зрительский интерес и приводит публику в кинотеатры. Сейчас в украинском прокате можно увидеть "Одержимость", "Отрочество", "Игру в имитацию", "Отель "Гранд Будапешт"", "Стивен Хокинг. Теория всего". Увы, занимательный и изощренно снятый "Бердмэн" пока не заинтересовал наших дистрибуторов. Нет в их планах и награжденной "Оскаром" за "лучший неанглоязычный фильм" строгой и мудрой черно-белой "Иды" поляка Павла Павликовского, как, впрочем, и четырех ее конкурентов в этой номинации – беспросветного российского "Левиафана", разрывающих сердце своим гуманизмом эстонских "Мандаринов", вспарывающих абсурд жизни аргентинских "Диких историй" и драматичного мавританского "Тимбукту", на днях, к слову, получившего во Франции семь "Сезаров". О том, чтобы в этом списке отсутствовало "Племя" нашего Мирослава Слабошпицкого, к сожалению, позаботился украинский "оскаровский" комитет. Случись иначе, и этот фильм, признанию которого способствовала не только его художественная оригинальность, но и политическая конъюнктура, мог бы напомнить всему миру на церемонии "Оскар" о нашей стране.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА