Политика Укрзализныци, которая предусматривает очередное увеличение тарифов на грузовые перевозки, создает серьезные угрозы как экономике, так и обороноспособности страны.
Об этом говорится в открытом письме президенту Владимиру Зеленскому от ОП "Укрметаллургпром", Ассоциации УкрФА, а также Ассоциаций химиков, производителей стройматериалов и добытчиков.
"В Украине именно железная дорога является основным средством грузоперевозок как внутри, так и за пределы Украины. Железнодорожный транспорт обеспечивает около 82% грузовых и 36% пассажирских перевозок. И, очевидно, понимая свое монопольное положение, АО "Укрзализныця" все время своего существования пытается решать свои финансовые проблемы за счет грузоотправителей", – говорится в письме.
После серии повышений грузовых тарифов в 2021 и 2022 гг., тарифы на транспортировку угля, руды и известняка выросли на 140%, металла – на 70%, удобрений – на 70%, зерна – на 96%, а пустых вагонов из-под угля – на 158%, указывают промышленники. Тем временем УЗ инициирует еще одно повышение тарифов, не имея для этого достаточных оснований.
"Основным аргументом необходимости повышения грузовых тарифов Укрзализныця выдвигает собственную убыточность. Это манипуляция, ведь у компании есть все возможности, чтобы оставаться прибыльной: даже в сверхсложном для украинской экономики 2023 году Укрзализныця получила прибыль в размере 5 млрд грн", – подчеркивается в письме.
Высокие логистические затраты из-за стремительного роста грузовых Укрзализныци делают украинскую продукцию неконкурентоспособной на международном рынке. И это в то время, когда железорудные предприятия загружены на 55% от довоенного уровня, а металлургические предприятия на 65%. Ферросплавные предприятия сейчас работают почти в убыток. В химической отрасли фактически все основные сектора в экспорте снизились или "обнулились", говорят промышленники.
"В условиях войны Укрзализныця, вместо удержания грузов и увеличения грузовой базы, бесконтрольно и стремительно расширяет свою базу расходов, раздувает себестоимость и не проявляет заинтересованности в дополнительных доходах. Ведь с сентября 2023 УЗ не продала ни одного лота металлолома - хотя реализация металлолома это миллиарды гривен дополнительных доходов. Даже в таких условиях финансовый результат УЗ в первом полугодии 2023 составил 4,8 млрд грн. Но планы УЗ до конца 2024 года раздуты расходы так, чтобы получить убыток в размере 2,7 млрд грн. При этом УЗ продолжает скрывать реальное повышение тарифов термином "унификация" и "гармонизация", что фактически устраняет все стимулы для оптимизации логистических процессов, ритмичной отгрузки и укрупнения грузовых партий", – подчеркнули промышленники.
Подписанты подчеркнули: предложение УЗ об установлении единого среднего тарифа для всех перевозчиков приведет к уничтожению экономического потенциала отраслей, бюджетообразующих для Укрзализныци и базовых для всей экономики Украины (агро, ГМК, строительство). С другой стороны, это сделает УЗ хронически неконкурентоспособной по сравнению с автомобильным транспортом и другими видами перевозок.
"Недальновидная тарифная политика Укрзализныци критически скажется на всей экономике Украины и, соответственно, ее обороноспособности и национальной безопасности. Поэтому уже сейчас мы просим инициировать меры по улучшению финансового состояния УЗ, наладить работу по поддержке и развитию грузовой базы компании, обеспечить оптимизацию расходов и обеспечить введение моратория на повышение грузовых железнодорожных тарифов до отмены военного положения и на период не менее двух лет после окончания боевых действий", – говорят промышленники.