В Украине стартовал один из самых масштабных экологических переходов за всю историю промышленности: вступил в силу закон «Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения». У предприятий есть три года, чтобы подать заявки на интегрированное окружающее разрешение, а в дальнейшем — перейти на наилучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ). Однако при отсутствии реальных механизмов поддержки этот процесс может обернуться не экологической модернизацией, а деиндустриализацией.

Об этом предупреждает президент Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) Людмила Цыганок.

По ее словам, сегодня предприятия действительно более активно задумываются над НДТМ, но между желанием модернизироваться и способностью профинансировать изменения - пропасть. Условия военной экономики, разрушения, необходимость инвестировать в энергетическую безопасность, логистику и восстановление мощностей делают масштабные экологические инвестиции почти недостижимыми без государственной и международной поддержки.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Эксперт отмечает, что внедрение НДТМ требует миллиардных капитальных вложений, длинных кредитных ресурсов, грантов, технических центров и программ модернизации – словом, так, как это было во время евроинтеграции Польши, Чехии, Румынии и других стран Восточной Европы. Именно поэтому НДТМ стали для них путем развития, а не приговором для старой промышленности.

В Украине же пока бизнес получил только закон и обязательства без финансовых инструментов перехода.

"Мы рискуем потерять промышленность под вывеской правильных европейских слов", - говорит Цыганок.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

По ее мнению, без доступных кредитов, механизмов софинансирования, подготовки кадров и жестких технических критериев реформу может подменить «экологический секонд-хенд» – завоз устаревшего оборудования под видом модернизации или просто закрытие промышленных предприятий.

Среди главных вызовов переходного периода эксперт называет инвестиционную неопределенность военного времени, критический дефицит инженерных кадров, риски завоза непригодных технологий и слабую систему контроля. Поэтому государство должно решить: либо НДТМ станут инструментом развития с реальными переходными механизмами, либо превратятся в триггер вынужденного сворачивания части украинской промышленности.

«НДТМ – это правильный курс. Но без времени, денег и технической поддержки мы рискуем модернизировать экономику не вперед, а в сторону – путем исчезновения предприятий, а не их обновления», – подытожила Цыганок.

Как известно, принятый летом закон о выбросах сразу вызвал волну критики среди экспертов и активистов. Главных оговорок три: нереальные сроки модернизации промышленности, заложенные в законе, экономическое давление на предприятия и игнорирование реалий военного времени в Украине. Эксперты напомнили, что даже в стабильной и богатой Европе переход на НДТМ осуществлялся более 20 лет. Украине же власть дает только 7 лет – при том, что закон даже не имеет никаких уточнений по окончании военного положения, которое оказывает значительное влияние на инвестиции и экономику.