RU  UA  EN

Пʼятниця, 20 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.55
Політика
Погляд

Авдіївський "пасьянс" Путіна, або чому загострення на Донбасі провалилося

Спроба Путіна звалити на Київ ескалацію конфлікту на Донбасі провалилася

Спроба Путіна звалити на Київ ескалацію конфлікту на Донбасі провалилася Фото:

Массированый обстрел Авдеевки стали причиной выражения очередной "обеспокоенности" со стороны Совбеза ООН. В то же время запоздалая реакция Госдепартамента США на эсклацию конфликта на Донбассе вызвала тревогу экспертов. Примечательно, что обстрел Авдеевки по времени совпал с первым разговором Дональда Трампа и Владимира Путина. Есть ли связь между этими событиями, как дальше может развиваться ситуация на Востоке, и что делать Украине в условиях невыполнения агрессором Минских соглашений, "Апострофу" рассказывает координатор группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук.

Я не исключаю, что телефонный разговор Путина с Трампом и нынешняя ситуация в Авдеевке все-таки связаны. Конечно, Трамп не мог сказать, что он закрывает глаза и дает карт-бланш Путину по Украине, в это поверить сложно. Скорее всего, Путин из разговора с Трампом понял, что у президента США нет четкой позиции по Украине и по конфликту в Донбассе. Таким образом, Путин пытается навязать Трампу повестку дня по Донбассу. Предварительно шла информационная атака, и в Украине, и за ее пределами, когда пророссийские силы вдруг начали говорить о том, что это по вине Украины идет срыв Минских договоренностей, что на ней лежит вся ответственность. В Украине тоже об этом говорили пророссийские силы. В конечном итоге, эта информационная операция переросла уже в использование военных средств для эскалации на Донбассе. Заявления и самих боевиков, и российской стороны основывались на том, что ВСУ сами пошли на обострение, и что идет широкомасштабное наступление со стороны украинской армии, Украина срывает Минск, Украина пытается таким образом воспользоваться неопределенностью в США и политическими пертурбациями в Европе в свою пользу, и силовым способом решить проблему Донбасса.

Одновременно мы видели, что и немецкие СМИ сообщали о том, что вина лежит на Украине. Все эти линии принадлежат одной цепи. И в конечном итоге мы видим, что авдеевский "пасьянс" у Путина не сложился. Вчера практически все страны ОБСЕ, кроме России, возложили ответственность за эскалацию на Москву. Консенсуса у ОБСЕ не может быть из-за того, что ее страной-участницей есть агрессор – РФ. В ООН – это общая позиция, что европейские страны против России.

Сейчас первый этап Путин проиграл, поскольку международное сообщество не поддержало его версию о том, что Киев срывает Минские договоренности. Однако говорить о том, что после этого Путин успокоится, и на Донбассе наступит мир и тишина, к сожалению, не приходится. Путин все равно хочет навязывать свою позицию о том, что Россия способна говорить на "черное" "белое" очень долго. Уж весь мир знает, что Россия имеет непосредственное отношение к событиям в Донбассе. Есть резолюция ПАСЕ от октября 2016 года, это политический документ. Есть юридическое решение европейского суда по иску "Алмаз-Алтея", где четко сказано, что Россия снабжает боевиков вооружением, а соответственно, несет ответственность за события на Востоке Украины. Несмотря на все это, Путин с недоумением говорит о том, что Россия никакого отношения не имеет к ДНР и ЛНР. И даже сейчас. Когда все понимают, что ответственность за эскалацию лежит на РФ, она все равно продолжает делать вид невинного создания, и якобы не понимает, о чем идет речь.

Если говорить о возможной еще большей вспышки российской агрессии, то неоднократно отмечалось, и события в Авдеевке яркое тому подтверждение, что российские войска в том комплекте, в котором они сейчас находятся на Донбассе, не могут выполнять серьезные задачи. Силы АТО обладают необходимыми средствами, их комплект позволяет сдерживать российские войска. Мы знаем, что у боевиков нет шансов даже на какие-то тактические успехи. Ситуация может измениться, если Россия введет свои батальонные, ротные тактические группы на территорию Донбасса, и они как это было во время Иловайска, Дебальцево, станут ядром для достижения каких-то военных целей. Тогда операция может измениться. Но сейчас не 2014-2015 года на дворе, Вооруженные силы Украины имеют необходимые резервы. И на такой случай, я уверен, украинская армия сможет сдержать наступления врага.

Нынешние события как раз повод, чтобы четко в законодательном поле определить все рамки тех событий, которые происходят на Донбассе. У нас есть Постановление Верховной Рады от 2015 года о признании России агрессором. Тем не менее, сейчас идут споры относительно оккупированных территорий Донбасса. Т.е. в Кабмине мы видим какие-то движения представителей Министерства оккупированных территорий, они опровергают то, что идет оккупация. С точки зрения военной, я готов дискутировать с любым чиновником на эту тему. Оккупация – это когда войска противника военным способом контролируют территорию другой страны. В данном случае, территорию Донбасса контролируют другие структуры – армейские корпуса ДНР и ЛНР. Эти структуры укомплектованы не гибридным способом, поскольку там находятся кадровые военнослужащие РФ, российские наемники и пророссийские боевики. Однако тут нужно смотреть, кому они подчиняются - через центр территориальных войск Южного военного округа РФ, штаб которого находится в Ростове-на-Дону. Таким образом, это штатная структура Вооруженных сил России. А значит, они контролируют эту территорию. Речь может идти только об оккупации.

Если мы ставим вопрос о том, что Россия – агрессор, ОРДЛО – оккупированные территории, то мы уже получаем подкрепление и политическое от ЕС – еще двух участников нормандской четверки: Франции и Германии. Именно резолюцией ПАСЕ признается, что Россия несет ответственность за события на Донбассе. Отсюда мы выходим на четкое понимание: Россия – агрессор, оккупант, Украина – жертва. А стороны конфликта – Россия и Украина, а не какие-то там структуры ДНР и ЛНР, которые не являются субъектом принятия решений. Соответственно, Минский формат нужно переформатировать, и он будет работать только в том случае, если будут договоренности не между Украиной и ДНР и ЛНР, а между Украиной и Россией. Потому ДНР и ЛНР – это виртуальные образования, которые даже квазигосударствами не назовешь. Россия как субъект международного права имеет определенную ответственность, и может давать гарантии в случае невыполнения договоренности. Тогда могут быть дополнительные санкции и какие-то меры со стороны международного сообщества. Когда Минск будет трансформирован таким образом, что договоренности будут между Киевом и Москвой, под ответственность сторон, тогда он будет работать. А сегодня потому он и не работает: есть Киев, который несет ответственность перед международным сообществом и гарантирует выполнение со своей стороны мирных договоренностей, и есть какие-то Пушилины, Захарченки, Плотницкие и прочие братья, которые вообще не понятно кто, и не понятно, какие гарантии они дают, и какой статус имеют.

Читайте також