RU  UA  EN

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Політика
Погляд

Лицемірство по-американськи, або чому не можна вірити Трампу щодо Росії

Поки немає підстав вважати, що Трамп не проводитиме пропутінську зовнішню політику щодо України

Поки немає підстав вважати, що Трамп не проводитиме пропутінську зовнішню політику щодо України Трамп навряд чи буде відкрито займати антиросійську позицію Фото: EPA/UPG

В последнее время из США прозвучало несколько обнадеживающих заявлений относительно российско-украинского конфликта. Представитель США в ОБСЕ Кейт Бернс, вице-президент Майкл Пенс, постоянный представитель США в ООН Никки Хейли, представитель Белого дома Шон Спайсер - все они в один голос заверяют, что новое руководство США не признает аннексию Россией Крыма и не собирается рассматривать возможность отмены антироссийских санкций. Можно ли верить Трампу, какие перспективы конфликта на Донбассе, и изменят ли ситуацию президентские выборы в РФ, рассказывает российско-американский историк Юрий Фельштинский.

Российско-украинские отношения и положение на российско-украинском фронте вряд ли изменятся в связи с президентскими выборами в России в 2018 году. В буквальном смысле слова президентской кампании в России нет, не будет и быть не может. Следующим президентом на очередной шестилетний срок будет провозглашен Владимир Путин. И нет ни одного серьезного человека, как бы он ни относился к режиму Путина в РФ - с любовью или с ненавистью – который считал бы, что Путин в 2018 году не станет президентом России. Иллюзий на эту тему ни у кого нет. Никакой президентской борьбы за президентское кресло в России нет и быть не может, поскольку в России нет свободных выборов.

Соответственно, вопрос об изменениях в украинской политике России вообще не стоит и не может быть связан с президентскими выборами в России. Другое дело, что он может быть связан с приходом к власти в США Трампа. Однако вектор этих изменений нам уже понятен. Мы знаем, чего будет добиваться Россия; знаем, где готов уступить Путину Трамп. Мы не знаем, получится ли у Путина с помощью Трампа всего этого добиться, в том числе и формально-юридически, поскольку в США есть еще и такие институты, как Конгресс и Сенат, которые все-таки оказывают влияние на внешнюю политику Белого дома.

Россия на формальном уровне хотела бы получить признания США по вопросу об аннексии Крыма, хотела бы от Штатов признания того, что «ДНР» и «ЛНР» имеют статус независимых от Украины и полунезависимых от России республик. История с оформлением паспортов «ДНР» и «ЛНР» - не случайность, а попытка России начать формальное отделение от Украины этих территорий, с неоформленными и никем не признанными еще границами. Как минимум, Путин пытается добиться того, чтобы эти «республики» остались в положении территорий, охваченных «гражданской войной» (как ее называет Кремль) в Украине и стали зафиксированным на формальном уровне плацдармом для начала следующего этапа захвата Украины Россией.

Выполнение Минских соглашений, о которых каждый раз вспоминают, когда говорят о российском вторжении в Украину, разными сторонами трактуется по-разному. Потому что соглашения эти очень двусмысленные, и такими они были составлены российской стороной изначально и вполне намеренно. Составлены они были так, чтобы затем под лозунгом несоблюдения Украиной Минских договоренностей иметь предлог для дальнейшей эскалации конфликта, вплоть до полномасштабного вторжения в Украину.

Никто из нас серьезно не верит в то, что Россия выведет свои войска из Донецкого и Луганского регионов, прекратит поставки вооружений в «ДНР» и «ЛНР» и прекратит поддержку этих режимов (которые, без поддержки России, разумеется, падут в один день). Нет людей, которые считают, что это может произойти до общего падения нынешнего режима в России, и что «плохая» Россия вдруг в один день при Путине же станет «хорошей».

В дополнение к этому с помощью Трампа Путин попытается снять с России санкции, а Трамп, со своей стороны, будет морочить общественному мнению США голову (он начал этим заниматься еще во время предвыборной кампании), утверждая, что это необходимо для союза с Россией в войне с Халифатом. Со стороны Трампа это, конечно же, грубый обман. Россия не столько помогает Америке в Сирии и других горячих точках, сколько мешает. Вовлеченных в эту проблему людей, которые считают, что Россия помогает Америке бороться с международным терроризмом, очень мало. Трамп пытается эту идею пропагандировать, но пока без особого успеха. Уровень доверия к тому, что говорит Трамп, сегодня не очень высок. Голосовало за него 46% избирателей, а сейчас в него верит и того меньший процент.

Очень важно различать заявления, исходящие от Трампа лично, и заявления, исходящие от членов его администрации, даже тогда, когда выступающие говорят, что произносят свои речи «по поручению» или с ведома Трампа. Конечно, во всем этом есть элемент политического лицемерия. Когда вице-президент США Пенс подчеркивает, что такого же мнения придерживается президент Трамп, а Трамп в эти же минуты в своем Твиттере пишет прямо противоположное, приходится сделать вывод, что вице-президент США вводит в заблуждение и американское, и мировое сообщество. Представители Белого дома поступают примерно также. Представитель Белого дома выступает за возврат Крыма Украине. Трамп об этом знать ничего не знает, да и не волнует его, что говорят от его имени Белый дом и вице-президент. Он слышит только себя и знает только о том, что говорит он сам.

Иными словами, как только сам Трамп скажет, что он против снятия с России санкций, что он за возврат Крыма Украине - эти вопросы можно будет обсуждать как перспективы американской внешней политики в отношении России. Пока что оснований считать, что Трамп не будет проводить пропутинскую внешнюю политику в отношении Украины, Восточной Европы и НАТО, к сожалению, нет. Пока что мы видим, что Белый дом хочет снять с России санкции под предлогом нужности России для борьбы с международным терроризмом. А это, повторяю, обман: Россия для этого не нужна, и санкции против России вводились не из-за Сирии, а в связи оккупацией Россией Крыма и последующим вторжением в Восточную Украину.

К сожалению, как мы видим на примере Приднестровского конфликта, или даже на примере израильско-палестинского конфликта, национальные конфликты обычно длятся долго. Разумеется, та или другая сторона могут пойти на обострение конфликта в попытке разрешить его быстро и окончательно. Например, можно предположить, что российская сторона открыто введет российские регулярные войска в «ДНР» и «ЛНР» и аннексирует эти территории точно также, как это было с Крымом. Или фактически присоединит их, как произошло с Абхазией и Южной Осетией, отнятых у Грузии в 2008 году. Но если считать, что Путина устраивает формат Минских соглашений, позволяющих оставить открытой дверь для дальнейшего расширения конфликта и даже для возобновления полномасштабной войны с Украиной, российско-украинский конфликт может оказаться «вечным».

Если иметь в виду планы Путина, то при Трампе у него есть неплохие шансы на их реализацию. Правда, отставка генерала Флинна стала серьезнейшим поражением Трампа в тех пунктах внешнеполитической программы, которые имели отношение к роспуску НАТО и к сдаче Восточной Европы и Украины Путину. Без Флинна эту программу Трампу и Путину будет реализовывать сложно. Посмотрим, что произойдет сейчас с Рексом Тиллерсоном, который является вторым человеком Путина в администрации Трампа. Например, будет ли Тиллерсон, видя, что произошло с Флинном, столь же прямолинеен и неосторожен в попытке выполнения требований Кремля. Тиллерсон человек более опытный и умный. Вряд ли он станет действовать так, что спровоцирует быстрое свое снятие.

Читайте також