До июня 2015 года Айдер Муждабаев работал заместителем главного редактора российской газеты "Московский комсомолец". Его переезду в Украину, как сознается сам журналист, поспособствовала усталость от "одурелости" многих россиян. "Даже большинство моих коллег по работе с горящими глазами говорили, что Крым — наш. В определенный момент мне это просто надоело", — вспоминает он. По словам Муждабаева, в Украину он переехал в связи с желанием жить в окружении более "вменяемых" людей.
В интервью "Апострофу" журналист, сейчас работающий заместителем гендиректора крымскотатарского телеканала ATR, рассказал о том, как Украине нужно изменить свои действия в отношении аннексированного Крыма, блокаде полуострова и ближайших планах Владимира Путина.
— Айдер, 16 сентября народный депутат Украины и лидер Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров анонсировал начало товарной блокады Крыма с 20 сентября. Можете ли вы рассказать об этой инициативе поподробнее?
— Основную информацию по этому поводу сегодня (16 сентября, — "Апостроф") с трибуны Верховной рады объявил Рефат. С полудня воскресенья блокада начнется, но она не будет завершена через день или два. 21 сентября там проведут концерт, на котором будут выступать крымскотатарские артисты. Это станет началом крупного общественного движения. Сейчас невозможно сказать, сколько это продлится, поскольку акция бессрочная.
— Есть ли какие-либо данные о количестве людей, которых собираются привлечь организаторы? Как будет проходить процедура остановки транспорта?
— Полностью дорога перекрыта не будет. Останавливаться будут только фуры с прицепами. При этом легковые автомобили трогать не будут. Эта акция направлена не против людей, а против существующего на крови бизнеса. Как ранее сказал Чубаров, одновременно с тем, как в Крыму убивают, крадут, пытают, отдают под суд, сажают, пугают, унижают и вынуждают уехать многих людей, какие-то украинские бизнес-кланы, связанные с руководством полуострова, набивают себе карманы.
— Насколько целесообразной вы считаете блокаду Крыма другими способами? К примеру, ранее сообщалось, что на полуостров сократились подача электроэнергии и воды с материковой части Украины.
— Украина ведет себя по отношению к Крыму так, как будто аннексии не было. Как будто так и надо. Ладно, если бы там соблюдались какие-то права человека. Но там просто за людей не считают тех, кто придерживается своего мнения и высказывает его. Их запугивают, сажают, проводят репрессии. Там воцарился тотальный страх. Люди с семьями и в одиночку выезжают на территорию материковой Украины. Есть много беженцев, переселенцев. Тем временем украинское государство поощряет бизнес. Или, по крайней мере, закрывает глаза на многомиллионные операции, которые проворачиваются с оккупированной территорией.
Фактически, единственной цивилизованной страной, которая не ввела санкции в отношении полуострова, является Украина. Она продолжает сотрудничать с Аксеновым (так называемый "глава республики Крым", — "Апостроф") и приближенными к нему бизнесменами, подпитывая их власть. Из Крыма пишут люди, что фуры с продовольствием заезжают прямо в воинские части. То есть, это поразительная история... Если бы я не был в Украине, я бы этому не поверил. Я бы подумал, что это придумало какое-то агентство LifeNews (известное пропагандистское СМИ из России — "Апостроф"). Но, к сожалению, это так. По мере того как начнется и будет продолжаться блокада, мы увидим в СМИ заявления противников такого шага. Процентов на 80 я уверен, что критика блокады будет исходить от людей, так или иначе причастных к контрабанде.
— Нет ли у вас опасений, что блокада может привести к продовольственному кризису в Крыму?
— Ясно, что никакого голода в Крыму не будет. Никто там не умрет. Людей это не касается, поскольку человек может выехать, купить сколько угодно еды и поехать дальше. Это касается товарных партий. Да, возможно, придется больше денег тратить на доставку продуктов из России, но голода там не будет. Вообще, получилась достаточно интересная ситуация. Лидеры крымских татар объявляют о блокаде коммерческой торговли, а так называемое российское "правительство" Крыма говорит, что "нам это не страшно, перекрывайте, делайте, что хотите". Возникает вопрос, где, в таком случае, находятся противники блокады? А противники блокады, целью которой является прекращение репрессий в отношении крымских татар и граждан Украины, которые абсолютно брошены там, находятся в Украине. В полном составе. Вопрос: кто эти люди? Почему им дорог этот коммерческий путь? Это очень простые вопросы, на которые нам ответит время.
— Нет ли опасений у организаторов блокады, что их инициативу сочтут противозаконной, и участников акции могут просто "зачистить"?
— Насколько я понимаю, правоохранительные органы не будут предпринимать никаких мер в этом направлении. Судя по словам Авакова (министра внутренних дел Украины, — "Апостроф"), милиция будет охранять участников акции. Это гражданская мирная инициатива, крымские татары оружие в руки не берут. По моим сведениям, исполняющий обязанности прокурора Крыма (Назар Холодницкий, — "Апостроф") также там будет. Никаких агрессивных действий со стороны властей организаторы акции не ожидают. Тем не менее, нас уже предупреждают о возможных провокациях, причем со стороны Украины.
— Не усилился ли поток товаров в Крым после обнародования инициативы по блокаде?
— Идет поток товаров на территорию, которую другое государство объявило своей. Сотни миллионов долларов проходят через границу. Сейчас, перед началом блокады, нам рассказывают, что фуру пропускают за две минуты. В ускоренном порядке, практически ничего не проверяя.
— Нет ли у вас опасений, что некоторые политические силы могут использовать блокаду для поднятия собственного рейтинга перед местными выборами?
— Согласно идее блокады, а также заявлениям Рефата Чубарова, очень не хотелось бы, чтобы эта акция стала местом для политического пиара. К этой инициативе, конечно же, могут присоединяться любые общественные и политические организации, поскольку это гражданская акция для всех, кому небезразлична судьба Крыма и людей, проживающих там. В ходе акции должны быть только два флага — Украины и крымских татар. Там не должно быть партийных флагов. Это не выборы. Организаторы, когда им поступают предложения поддержать акцию, настаивают на том, что это гражданская инициатива.
— Говоря в целом, вы считаете, что государственную политику Украины в отношении полуострова необходимо пересмотреть?
— Здесь нужно рассуждать логически. Украина считает Крым оккупированной территорией? Да. Какая в таком случае может быть свободная экономическая зона с оккупированным регионом?
— Но некоторые украинские политики довольно резонно отмечают, что в Крыму живут наши люди. И если мы от них отвернемся, они почувствуют себя брошенными.
— Я совершенно согласен. Поэтому нельзя бросать тех граждан Украины, которые сидят в тюрьмах. Которым шьют дела по 20 лет, которым выносят приговоры. Их не надо бросать. Необходимо добиваться от российских властей, чтобы они отпускали этих людей. Фамилии их названы, есть пять требований Меджлиса. Там пять требований об освобождении людей и прекращении политических репрессий. Среди конкретных фамилий — Савченко, Сенцов, Кольченко, Костенко, Чийгоз, Дегерменджи, Асанов, Зейтуллаев и другие.
— Насколько я понимаю, репрессии в отношении крымчан в основном затрагивают несогласных с аннексией. Что происходит в сфере СМИ, в частности, с вашим каналом ATR?
— Пример с телеканалом является очень показательным. Его просто депортировали, выгнали и все. Сейчас у ATR нет эфирного вещания. Нам трудно судить о том, насколько сократилась или выросла аудитория, но у многих крымских татар есть спутниковые антенны. Большинство из них смотрят нас.
— Сейчас российские СМИ поднимают новую волну антиукраинской пропаганды: представители Следственного комитета РФ в интервью рассказывают, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк якобы воевал в Чечне, на центральных телеканалах России постоянно идут программы о великом Путине и плохом Порошенко. С чем, по-вашему, связана эта волна?
— Почему вам кажется, что это новая волна? Там каждый день дебильные новости. Я от этого тоже уехал, я не могу это воспринимать. Яценюк вдруг стал террористом, завтра детей начнет есть. Потом они еще какие-то обвинения в адрес марсиан выдвинут. Все может быть. Они же всерьез расследуют преступления в Крыму, совершенные еще до российской юрисдикции. В этой стране может быть все. Завтра они и календарь изменят, скажут, что Солнце вращается вокруг Земли. В России степень маразматизации политического процесса такая, что уже ничему нельзя удивляться. Любая новость, которая на первый взгляд является смешной, может оказаться правдой. К примеру, недавно в Пермской области прошел чемпионат по метанию го*на под эгидой министерства культуры Российской Федерации. Министр культуры метал го*но.
— Да ну. Неужели это правда?
— Конечно, правда. Прочитайте стихи Орлуши. Чемпионат по метанию го*на. Это духовные скрепы. Они бросались сухими коровьими лепешками. Как древние греки диски метали. Это считается национальной культурой. Министр культуры, вместе с губернатором, метал го*но... На государственные, бюджетные деньги. Вот такую новость вы не сочтете фейком? А это не фейк.
— Почему люди верят пропаганде, ведь население наших стран очень образованное?
— Это не зависит от образования. Их просто это устраивает. Их устраивает, что "хохлам плохо". Но самое распространенное мнение среди россиян во время Майдана, что их всех (участников протестов, — "Апостроф") необходимо повесить. Кроме того, разве немцы были необразованными, когда Гитлер к власти приходил? Они не читали книжки, что ли? Просто им это на душу ложится. Единственным счастьем советского человека является осознание того, что кому-то плохо. И таких людей очень много. Поэтому россияне говорят: "Ну, ничего, мы потерпим, зато пусть хохлам будет плохо". Вместе с тем, есть и нормальные люди. Но они просто молчат. Одних якобы не интересует политика, другие — боятся.
— Существует ли некое этническое или классовое разделение мнений в отношении аннексии Крыма среди жителей полуострова?
— Мне кажется, в этом случае неуместно говорить об этнических группах. Я в Киеве прожил три месяца и встретил этническую группу русских, которые бежали из Крыма. О них также следует забыть? Что касается госслужащих, работающих в Крыму, то, возможно, их положение действительно улучшилось в финансовом плане. Россия славится тем, что платит достаточно высокие зарплаты своим чиновникам.
— А что насчет украинских военных-перебежчиков? Какое к ним отношение?
— Я знаю точно только одно. Отношение к ним ровно такое, какое они заслуживают. Их русские офицеры и солдаты считают предателями. Совершенно заслуженно. К ним относятся, как к скотам. Мне рассказывали историю, как "украинский" капитан первого ранга пытался приструнить российских офицеров, которые немного выпили в кафе. Они ему сказали: "Заткнись, ты — предатель, ты присягу свою предал". Он развернулся и ушел. Вот такое отношение ко всем, кто изменил присяге. Российские военные прекрасно понимают, с кем они имеют дело. К примеру, российские военные, которых я знаю, очень уважают Надежду Савченко и презирают вот этих товарищей. Потому что присяга дается один раз. Теперь они все время под подозрением, их считают неблагонадежными. Мне и.о. прокурора Крыма Назар Холодницкий рассказывал, что многих сотрудников прокуратуры, которые остались там и поменяли присягу, просто не переаттестовывают. Валят на квалификационных экзаменах. Сейчас в Крыму вообще куча пришлых людей. Они едут туда делать карьеру. А местных предателей и отщепенцев они просто выбрасывают и занимают их должности.
— После аннексии Крыма значительно сократился поток туристов на полуостров. Можно ли говорить, что частные предприниматели, которые пострадали от этого, могут начать какое-то протесты, которые приведут к возвращению Крыма в состав Украины?
— До того времени, когда там будет возможно хоть какое-то протестное движение, еще нужно дожить. Дело в том, что протестное движение в современной России невозможно. РФ — полицейское государство, где ты выйдешь на улицу на митинг, а тебя возьмут и посадят на три года. Это все понятно. Именно поэтому сейчас никак не узнать истинные настроения крымчан.
— Тем не менее, вопрос возвращения Крыма нельзя снимать с повестки дня. Об этом говорят и крымские татары, и представители украинских властей. При каких условиях, по-вашему, это будет возможно?
— Это условия, при которых развалился Советский союз. Россия не обязательно развалится, хотя вероятность этого довольно велика, но те люди, которые сейчас руководят государством, вполне могут довести до того, что при ослаблении центральной власти национальные республики захотят отвалиться. Как это уже было. А для этого необходима экономически несостоятельная власть, за которую будет некому вступиться. Нынешняя система власти работает только при сверхдоходах. Потому что разворовывается огромное количество денег. Поэтому если инвестиций не будет, произойдет постепенная деградация экономики, что отразится на всех сферах жизни. Единственный вопрос — время. Непонятно, сколько это займет. Революция, если она произойдет в России, будет верховой. Как было на протяжении всей истории государства. Эта революция может выйти из-под контроля, как это тоже было. Такая опасность есть. Кремль, выращивая всяких гоблинов и стрелковых, сильно рискует. Но это их риски. Накачивание патриотизмом широких масс при ослаблении власти может привести к чему угодно.
— Насколько реализуемы заявления руководства РФ о размещении на территории полуострова ядерного оружия?
— Я думаю, сейчас они просто пугают этим. Но могут и разместить. Никто не помешает России разместить свое ядерное оружие на территории, которую она контролирует. А Украина ей поможет — вон, стройматериалы идут туда. Возможно, они уже строят ядерное хранилище, никто же этого не знает. Но украинские предприниматели активно помогают этому процессу.
— Если говорить о ситуации на Донбассе, то с чем, по-вашему, связано последнее соблюдение режима прекращения огня?
— Сейчас Путин создает повестку дня событиями в Сирии. Он стал международным "миротворцем". Я уверен, что в ближайшие дни про Украину вообще ничего не будут говорить. Все происходит по команде. Сейчас задача Путина — поменять повестку дня. Он должен стать участником мирового торга. Но это никак не получается. Обама с ним встречаться не хочет. Делить с ним мир, как со Сталиным в Ялте и Потсдаме, никто не хочет. А ему нужно заставить мир считаться с собой. Поэтому российские войска отправились в Сирию. Чтобы показать, что Россия — игрок на международной арене. До окончания сессии Генассамблеи (ООН, на которой собирается выступить Путин, — "Апостроф") повестка дня будет исключительно сирийской. Раньше россияне были "миротворцами" на Донбассе, а сейчас — на Ближнем Востоке. Все это делается для сохранения текущего статуса-кво: формально оставить Донбасс в составе Украины, впихнуть его, хотя в таком виде его Киев вряд ли примет, а про Крым просто забыть. Для этого нужно создавать новые очаги напряженности, новый торг.
— Как вы думаете, планировались ли аннексия Крыма и война на Донбассе изначально?
— По большому счету, Россия всегда готовилась вернуть (аннексировать, — "Апостроф") Крым. Не зря там держали войска. Но конкретное решение об аннексии было принято лично президентом России. Никакой политтехнолог этого бы не придумал. Они бы предложили более мягкий вариант. А это было именно решение Путина.
— Можно ли назвать российское военное вторжение на Донбасс отвлекающим маневром от ситуации в Крыму?
— Я думаю, что сначала это вообще было желание поднять восстание по всей Украине, где это было возможно. Но так как советники доложили Владимиру Владимировичу о "русском мире", миф о существовании которого оказался несколько преувеличенным, ему пришлось ограничиться двумя кусками двух областей. Потом события на Донбассе начали отвлекать внимание от Крыма, что происходит и сейчас. Никакого "русского мира" не получилось.
— Как вы относитесь к позиции Турции в отношении аннексии Крыма? Там проживает много татар, но, заявляя о поддержке Украины, турецкие власти укрепляют сотрудничество с РФ. С чем это может быть связано?
— В Турции власти достаточно циничны. Для них интересы татар, в общем-то, на десятом месте. Крымские татары не составляют большое количество турецких избирателей. А Крым — это не главная тема в турецкой повестке дня. В Турции политика основана на деньгах, а не на принципах. Поэтому они не присоединились к санкциям, а ограничиваются только болтовней. Конечно, нужно отдать должное, что они делают соответствующие заявления, но в реальности Турция заботится о своих интересах.
— Есть ли у вас оптимистичный прогноз по Крыму и Донбассу?
— Хороший прогноз может быть только тогда, когда весь мир, включая Украину, будет един в своих принципиальных требованиях к России. Тогда все возможно: и смягчение позиции РФ, и прогресс в вопросах по урегулированию возвращения Крыма и Донбасса. Политика — это такая вещь, что если позиции твердые, то можно всего добиться. А если сидят люди, которые нарушают все международные законы, и видят, как у них все это легко получается, а Украина оказалась беспринципной страной, которая занимается контрабандой в Крым вместо того, чтобы требовать соблюдения там прав человека... Сейчас все выглядит так, что Украина бросила своих граждан, которые живут в Крыму, и предоставила их самих себе. Так не должно быть.