Еврозона может вскоре столкнуться с тестом на выживание. Судьба валютного союза может зависеть от результатов президентских выборов во Франции, второй по величине экономики еврозоны. Французские избиратели направятся на выборы в два тура президентских выборов 23 апреля и 7 мая, а победа кандидата от "Национального фронта" Марин Ле Пен почти наверняка приведет к концу еврозоны. Выборы в законодательные органы пройдут 11 июня и 18 июня. Голосование в двух этих случаях пройдет при участии политических сил, которые сопротивляются глобализации и хотят остановить процесс европейской интеграции, что будет иметь далеко идущие последствия для Франции и еврозоны. Эксперты частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor рассказали о голосовании с резонансом за пределами Франции.
Французские перспективы
Экономика Франции будет центральным вопросом выборов. Когда-то уверенный темп роста валового внутреннего продукта в среднем в 2,2% в год в период с 1995 по 2004 год замедлился до 0,7% с 2005 по 2014 год. Наблюдалось некоторое улучшение в 2016 году и теперь уже в 2017 году. При этом безработица среди активно ищущих работу во Франции ежегодно, начиная с 2009 года, превышала 9%, превзойдя средний показатель ЕС в течение последних трех лет. Примерно одно из каждых четырех рабочих мест во Франции обеспечивается государственным сектором, что приводит к высоким налогам и уровню государственного долга. Кроме того, комплексные нормы трудового законодательства во Франции и щедрые льготы зачастую тормозят создание новых рабочих мест. Таким образом, как отмечают в Stratfor, французские экономические перспективы выглядят тусклыми. Доля Франции в мировом экспорте сократилась с начала века. Недавно Европейская комиссия предупредила, что частное потребление во Франции, вероятно, упадет в связи с сокращением покупательной способности ее граждан, которая в свою очередь пострадает из-за повышения мировых цен на топливо.
Социальная напряженность будет также влиять на политические события во Франции. Мигранты, которые составляют примерно 10% населения страны, являются причиной частых политических и социальных трений. По мнению аналитиков, районы Франции могут стать эпицентрами беспорядков и преступлений, а иногда источниками радикализации. Многие французы считают, что приток мигрантов угрожает их национальной самобытности, традициям и даже их безопасности. Тот факт, что некоторые лица, ответственные за недавние террористические акты во Франции и Бельгии, были французскими гражданами арабского происхождения, сыграл основную роль в повышении социальной напряженности. Вот почему миллионы избирателей поддерживают политиков, которые обещают ограничить иммиграцию, говорится в докладе экспертов.
В течение последнего десятилетия две политические силы - консерваторы и социалисты - доминировали во французской политике. Но во время высокого социального недовольства аутсайдерам угрожает статус-кво.
Как подчеркивается в докладе аналитиков Stratfor, миграция и безопасность станут важными темами во время президентской кампании, и разница в предложениях кандидатов есть небольшая. Большинство претендентов обещают увеличить расходы на безопасность и национальную оборону, усилить полномочия сил безопасности и ввести более строгие законы об иммиграции. Основные идеологические различия между кандидатами прослеживаются в экономических предложениях. Центристские и правоцентристские кандидаты будут сосредоточены на необходимости дерегулирования и либерализации французской экономики, в то время как националистические и левые кандидаты будут предлагать увеличение протекционизма и государственных расходов.
Несущественные различия
Согласно последним опросам, кандидат Марин Ле Пен может заполучить около четверти голосов избирателей в первом туре президентских выборов. Основное предложение "Национального фронта" – проведение референдума по вопросу о выходе Франции из еврозоны. По словам Ле Пен, возвращение к франку позволит Франции восстановить конкурентоспособность и увеличить экспорт. Она также планирует ввести 3-процентный тариф на импорт и ввести налог в 10% от заработной платы всех иностранных работников, в том числе граждан других стран ЕС. Эти предложения идут вразрез с принципами единого рынка Европейского союза.
Центристский кандидат Эммануэль Макрон, который может получить около 20%, подтолкнет к дружественной по отношению к бизнесу повестке дня. Он пообещал сократить регулирование экономики Франции и либерализовать правила труда, в том числе обещал ликвидировать во Франции 35-часовую рабочую неделю для молодых работников. Он также предложил уменьшить связанные с работой налоги и повысить пенсионный возраст.
Кандидат от Республиканской партии Франсуа Фийон поставил дерегулирование, и особенно трудовую реформу, в центре его экономической повестки дня. Он пообещал отказаться от 35-часовой рабочей недели, уменьшить число работников в государственном секторе, повысить пенсионный возраст, усовершенствовать пособия по безработице и сократить государственные расходы (за исключением расходов на оборону). При этом аналитики отмечают, что недавний скандал, затрагивающий Фийона и его семью, нанес урон его популярности.
Есть еще кандидат от "Социалистической партии" Бенуа Хамон (может получить около 15%), который обещал ввести универсальный доход в размере 750 евро (около $800) в месяц и сократить продолжительность рабочего времени, и Жан-Люк Меланшон (чуть более 10% ), который хочет отменить трудовое законодательство, принятое уходящей администрацией, а также повысить заработную плату в государственном и частном секторах. Хамон выразил заинтересованность в совместной кандидатуре с Меланшоном, полагая, что их предвыборные программы имеют некоторое сходство.
Французские кандидаты также имеют разные взгляды на внешнюю политику. Ле Пен настроена чрезвычайно критически по отношению к ЕС: она хотела бы видеть Францию вне этого блока для полного восстановления национального суверенитета. Фийон поддерживает членство Франции в ЕС, но утверждает, что Париж должен репатриировать некоторые полномочия от центральных учреждений в Брюсселе. Макрон имеет федеративную позицию относительно ЕС и поддерживает планы по введению общего бюджета еврозоны.
Тема России является тоже "яблоком раздора" среди кандидатов, отмечают в Stratfor. "Национальный фронт" идеологически близок к Кремлю и требовал отмены европейских санкций против Москвы. Фийон предостерегает от изоляции России, а также выступает за отмену санкций. Макрон, однако, обвинил Россию во вмешательстве в его кампанию с помощью кибератак. Он выступает за сохранение санкций против Москвы.
Возможные сценарии
Как отмечают в Stratfor, опросы показывают: "Национальный фронт" может выйти во второй тур президентских выборов, где любой соперник может победить его. Победа "Национального фронта", вероятно, может привести к роспуску еврозоны. Только само объявление о проведении референдума относительно членства Франции в еврозоне создало бы панику по всей еврозоне, а силы правительства были бы направлены сразу на упреждающие меры, такие как передача денег в более безопасные банки в Северной Европе. Даже если обещание выйти из еврозоны не будет выполнено, то правительство во главе с "Национальным фронтом", вероятно, введет протекционистские меры, которые будут нарушать свободное движение товаров и услуг в ЕС.
Победа умеренных сил будет также создавать внутренние и внешние вызовы для нового французского правительства. Многие из мер экономической либерализации, предложенных Макроном и Фийоном, вероятно, приведут к протестам и вызовам, что заставит их смягчить свою политику или отказаться от них вообще. Социально-политическое давление заставили Оланда и его предшественника Николя Саркози отказаться от многих своих предвыборных обещаний.
Франция будет по-прежнему заинтересована в большей военной безопасности и сотрудничестве с ЕС, особенно после Brexit. Умеренные политики также заинтересованы в защите политического и экономического союза Франции с Германией. Но природа этого союза будет зависеть от партии, которая победит на выборах. Консервативное правительство будет настаивать на репатриации некоторых полномочий от Брюсселя, в то время как центристское или левоцентристское правительство будет требовать больше механизмов распределения рисков и больше инвестиций ЕС в страны-члены. Оба вида реформ ЕС откроют дверь для разногласий с Германией.
Так или иначе, французский экономический рост, как ожидается, останется скромным, а стороны будут продолжать пытаться получить доступ к власти. Это станет одной из наиболее значимых экзистенциальных угроз еврозоны в ее нынешнем виде, утверждают аналитики Stratfor.