RU  UA

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Культура

Боль подъема и красота упадка: как советские времена стали вдохновением для современного арт-пространства

ВДНХ сам по себе является крайне интересным арт-объектом

ВДНХ сам по себе является крайне интересным арт-объектом Фото:

На столичном ВДНХ открылась выставка киевских художников, которые переосмыслили советское наследие Экспоцентра и воссоздали его сквозь призму современных художественных тенденций. Побывал на выставке и "Апостроф".

Выставка ради выставки

Нынешний Экспоцентр - единственный в столице объект, которого не коснулась декоммунизация. Территория, павильоны, барельефы на них стали не только воплощением и свидетелями советской истории, но и довольно интересными и достойными внимания произведениями искусства.

Глаз же художника видит в них то, чего не замечают другие; находит неожиданные связи с эпохами и культурами, тенденцию к единению поколений. Такие тонкие наблюдения легли в основу экспозиции под лозунгом "ВДНХ вдохновляет", который проходит в рамках проекта "Лето на ВДНХ".

"Основная идея выставки - это выставка, - говорит "Апострофу" куратор проекта, искусствовед и исследователь советской эпохи Евгения Моляр. - Именно выставка является первоосновой этого пространства. Экспозиционное пространство выставки - это все 280 гектаров Экспоцентра. Мы понимаем, что зрителям может быть нелегко на такой территории найти произведения современного искусства - внимательно всматриваться в детали, подмечать неожиданные связи. Тем не менее, здесь можно найти немало такого, на что первый взгляд внимание не обращает. Наша цель - обратить внимание на ценность, уникальность этого пространства".

"Наша экспозиция - это не просто выставка, - отмечает директор Экспоцентра Евгений Мушкин. - У всех плакатов и инсталляций вполне конкретная цель. С их помощью, совместно с современными художниками, мы переосмысливаем архитектурное наследие комплекса, наполняем его новыми смыслами и показываем целостность" .

Основная часть экспозиции находится сразу же на центральной аллее Экспоцентра. На аллее представлены 20 постеров, авторами которых являются 12 художников. "Мы с ними гуляли, проводили экскурсии по ВДНХ, - рассказывает "Апострофу" Евгения Моляр. - Каждый пытался найти что-то особенное для себя, что вдохновляет их на творчество, которое сейчас присутствует в этом пространстве".

Сакральное советское, или сочетание несочетаемого

Популярной темой стало сочетание коммунистических и религиозных символов. Например, с помощью фотоколлажа на верхушке 10 павильона ВДНХ появился купол с крестом. Автор работы - Богдан Курчак - показывает таким образом сходство светской и религиозной архитектуры.

На самом деле увидеть в таком сходстве можно что угодно, например - идентичность советской идеологии и религии как общественных явлений вообще. А еще то, что с советским наследием сейчас делают то же, что когда-то коммунистическая пропаганда делала с религией: то есть его всячески обесценивают и запрещают.

Эту же тему продолжает и Жанна Кадырова. На одном из корпусов художница увенчала барельефы золотистыми нимбами - так обычные советские труженики стали святыми.

"Эта серия работ называется "Реканонизация", - рассказывает Евгения Моляр. - Жанна начала ее в 2017 году: однажды, приехав из Италии, прогуливалась по ВДНХ и заметила, как эти барельефы колхозника и колхозницы напоминают католические скульптуры. Им не хватает только над головой нимбов".

В этом году она полностью реализовала проект: здесь видны нимбы не только у людей. Все персонажи на барельефах, даже цыплята, получили атрибут святости. "Таким простым и ироничным жестом она хотела показать, что советская антирелигиозная пропаганда очень схожа с современной декоммунизацией. Она обратила внимание на сходство подходов в сакральном и светском пропагандистском искусстве, на то, что очень схожие подходы художественной выразительности", - комментирует исследователь советской эпохи.

К этой теме обращается и Екатерина Лисовенко - автор выставки "Пропаганда моей мечты", которая недавно проходила в Киеве.

"Мы видим репродукцию живописных полотен великомучениц. И так, художница размышляет над тем, как вообще конструируется пропагандистское, идеологическое изображение, как религиозное, так и светское, и как изображается тема идеологии, являющаяся основополагающим для этого пространства", - комментирует Евгения Моляр.

Унять боль от трудовых мозолей

Само это пространство - выставка достижений народного хозяйства - в середине 20 века создавалось как воплощение советской утопии. Торжество сталинского ампира создавало хорошее настроение и успешно выполняло функцию привития веры в светлое будущее - особенно на фоне сочетания формы и содержания - имеются в виду многочисленные мероприятия, которые становились отдушиной для добросовестных колхозников.

"Это было сложнейшее послевоенное время, надо было дать людям надежду, представления о будущем, - комментирует Евгения Моляр. - В конце 40-х - начале 50-х годов люди нередко работали бесплатно, без паспортов - надо было давать вдохновение для такой сложной и бесплатной работы. А здесь проводили сельскохозяйственные выставки. Люди приезжали на них, вдохновлялись - и продолжали вкалывать за трудодни".

Ряд работ, посвященных истории комплекса, неразрывно связана с болью советских людей. Например, с тематикой отдельных павильонов. А именно 19-го, где раньше проходила выставка товаров народного потребления. Эту тему поднимают графические работы "Дефицит и витрина" Даниила Немировского.

"Прекрасный модернистский светский павильон, где были представлено абсолютно все, что нужно для жизни. Можно было прийти и посмотреть, но нельзя было приобрести", - говорит Евгения Моляр.

А сейчас же на этом месте работает знаменитая барахолка "Кураж базар", где среди прочего можно купить и вещи того периода. Не исключено, что те самые, на которые жадно заглядывались наши соотечественники полвека назад.

Работы соответствуют творческим методам художника или художницы. Например, Елена Свиятовская работает в жанре селфи. Оказывается, модный тренд является целым направлением в современном искусстве, оброс и философией: воспроизведение жизни и смыслов в соцсетях.

"Художница для нашей выставки сделала открытку, где через современную феминистическую оптику смотрит на монументальную пропаганду. Она сфотографировалась с жаткой на шпиле 10 павильона и размышляет о женскую роль в этой советской идеологии", - комментирует Евгения Моляр.

"(Не) унылый совок" и мифы о синего кита

Сейчас принято восхищаться средневековой готикой, ренессансным барокко или просветительским классицизмом, а архитектуру советской эпохи, особенно послевоенной, не считают чем-то особенным, а даже наоборот. Одна из участниц выставки, художница и архитектор Дана Космина увидела в советской архитектуре особый стиль и эстетику. Она разработала архитектурный проект кафе (бывшего павильона геологии), максимально сохраняя оригинальный вид и приближая к стилистике 70-х годов.

"Художница хотела показать, что стилистика, которую часто клеймят "унылым серым совком ", на самом деле может выглядеть инновационно, и если попасть в эту кофейню в 15 павильоне - сразу видно, насколько универсальна эта эстетика", - говорит куратор выставки.

Есть здесь работа, связанная с мифологией воспоминаний об этом пространстве. Работа Екатерины Бучацкой - фото синих витрин, под названием "Ты точно видела" - о том, что в "Дарах моря" экспонировался скелет огромного кита, а в эпоху перемен 90-х его вынесли из павильона. А потом он каким-то неведомым образом оказался на территории Сельскохозяйственной академии, находящейся неподалеку от ВДНХ. Работа художницы символизирует именно призрак воспоминания об этом ките: уже его как бы и нет, и павильон приобрел другой смысл, но эту историю, ставшую почти мифологической, можно уловить даже в определенных отражениях. Особенно, если внимательно всматриваться, созерцать.

Художники не обошли вниманием и времена, когда на смену торжеству советского режима пришла эпоха кардинальных изменений, разрушив многое из старого. На этих руинах долго никого не было, кроме маргинальной, субкультурной молодежи, которая пряталась от социума в заброшенных полуразрушенных павильонах. Сейчас здесь - граффити-спот, и соответственно, следующие поколения творческой неформальной молодежи продолжают осваивать цели пространства выставочного комплекса.

Философия и созерцание непростого настоящего

Архитектурный комплекс - а рядом цветная раскладка. Работа Екатерины Бучацкой отмечает, что ранее на ВДНХ, как и много где по Украине, практиковали покраску архитектуры вместо того, чтобы отмывать загрязнения. И кто бы мог заметить такую мелочь? Но мастерица делает акцент на этой проблеме, потому что она довольно существенно влияет на состояние зданий с историей.

"Это портит архитектурные объекты. Каждое покраска отдаляет нас от оригинального объекта", - говорит Евгения Моляр.

Есть целый ряд работ, которые обращают внимание на красоту природы - ведь на территории комплекса великолепный парк и яблоневый сад. Это и графика Анатолия Белова, посвященная магии зеленых насаждений этого пространства, и две колонны Ксении Гнилицкой - скульптурная группа странного сочетания форм и цветов, призванная украсить оранжерею, которая вот-вот откроется.

Алиса Колодуб и Богдан Мороз обращают внимание на такой элемент публичного пространства как фонтан и размышляют над его функцией, содержанием.

"Особенно сейчас, когда от то работает, то не работает", - говорит Евгения Моляр.

Пара художников оказались еще и своего рода "арт-мерчедзайзерами" - ведь это они создали целостный вид аллеи, разместили постеры в том виде, которые видят сейчас посетители Экспоцентра.

"У нас есть несколько довольно критических работ, даже самокритичных - свидетельствующих уже о некоторой саморефлексии комплекса, - рассказывает Евгения Моляр. - Всем известно, что за последние годы ВДНХ показал себя как устойчивый проект, который серьезно развивается. Постоянно появляются программы, новые локации. И по этому бурному прогрессу важно не потерять оригинальную сущность, оригинальную красоту. Наши художники пытались это подчеркнуть".

Действительно, за этим прогрессом, небывалым развитием, можно что-то и упустить. Например... окна. Кто бы мог подумать! С изменением функциональных назначений многих помещений можно заметить, что на ВДНХ окна закрыты изнутри. Действительно, очень много павильонов вообще лишаются своих окон. Те, например, что в настоящее время выполняют функцию ночных клубов или платформ для видео-инсталляций.

"Времена изменились, - комментирует куратор - и появились новые подходы к организации внутреннего пространства, представление о зрелищности и требования к ней. Как это было раньше? Стеклянная крыша, огромные окна, одно огромное пространство, все залито солнцем и расставлены объекты. Сейчас мы включаем медиа, видео инсталляции, выгораживающие отдельные пространства элементы, поэтому окна затемняются. На этот феномен для осмысления обратили внимание наши художники: такой важный элемент архитектуры как окно, становится ненужным".

На этот феномен откликнулась, в частности, Дарья Чечушкова, которая создала коллаж и нанесла на окна 9 павильона.

"Окна 9 павильона - огромные, и они затянуты. Впрочем, до сих пор играют эстетическую, декоративную роль. Внутри этот павильон работает, вообще все пространство снаружи функционирует, а ненужными остались только окна", - говорит Евгения Моляр.

С темой окон, говорит художница, планируют работать и дальше. И даже планируют масштабный проект на тему строительства.

Только начало

20 работ ознаменуют старт грандиозного летнего проекта, в ходе которого экспозиция будет расширяться и пополняться новыми произведениями. Более того - все лето на территории Экспоцентра будут проходить перфомансы, лекции и другие мероприятия с участием авторов выставки и других людей художественного круга.

Кульминация проекта состоится в октябре. Именно тогда будет представлена полноформатная выставка работ, на основе которых организаторы планируют создать каталог. По словам куратора выставки, они умышленно избегают громких, зрелищных перформансов, зато рассчитывают, что именно тонкими нюансами, концептами привлекут внимание зрителей.

"Потому что монументальность этого комплекса уже трудно превзойти", - отмечает собеседница "Апострофа".

Читайте также