RU  UA  EN

суббота, 30 ноября
  • НБУ:USD 41.25
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.25
Общество

Дело Порошенко: когда Зеленскому процесс важнее результата

Какой "сериал" задумала власть, преследуя пятого президента Украины, скоро станет понятно

Какой "сериал" задумала власть, преследуя пятого президента Украины, скоро станет понятно Фото: УНИАН

В понедельник, 20 декабря, Государственное бюро расследований сообщило о подозрении пятому президенту Украины Петру Порошенко. Правоохранители инкриминируют лидеру "Европейской солидарности" сразу три статьи УК: государственная измена, финансирование терроризма и содействие деятельности террористической организации. Обвинения серьезные, однако то, как именно власть раскручивает "кейс Петра", уверенно наследуя старую добрую традицию каждой новой украинской власти преследовать "попередников", можно сделать вывод, что подозрение экс-президенту имеет все признаки политического заказа. Как будет развиваться сюжет сериала "Посадить Порошенко", разбирался "Апостроф".

В чем подозревают ПАПа

Напомним, что подозрение пятому президенту связано с поставками антрацитов из ОРДЛО в 2014-2015 году. После оккупации части Донбасса Украина лишилась основного источника энергетических углей. Это топливо, на котором работают украинские ТЭС. Импортировать топливо прошлая власть решила из ЮАР, однако поставки продолжались недолго. Сначала в ноябре 2014 года Порошенко на заседании СНБО поручил проверить качество, поставщиков и цену африканского угля, а потом Генпрокуратура открыла уголовное дело. Но вскоре дело "похоронили", а пятый президент параллельно стал продвигать тезис о том, что нужно покупать антрациты в ОРДЛО.

"Мы действительно будем покупать у государственных предприятий, в том числе, у тех, которые добывают уголь на временно оккупированной территории, с контролем того, что эти деньги используются исключительно на заработную плату шахтерам – украинским гражданам", - заявлял на пресс-конференции в декабре 2014 года Петр Порошенко.

И уголь пошел! По версии следствия, с украинской стороны за схему были ответственны три основных фигуранта: Виктор Медведчук, который договаривался о поставках с россиянами, экс-министр энергетики Владимир Демчишин, который работал с руководством шахт на оккупированных территориях и Петр Порошенко, "благословивший" всю схему.

Естественно, ни о каком контроле использования средств не могло быть и речи: как уверяет следствие, за уголь с ОРДЛО Украина рассчитывалась кэшем.

"И эта наличка, скорее всего, использовалась для оплаты бойцов, которые стреляли в наших бойцов", - комментирует ситуацию "Апострофу" политолог Владимир Фесенко.

А "украинский уголь с украинских шахт" - не более чем лозунг, ведь шахты "Луганскуголь" и "Шахта имени К.И. Киселева" откуда шли поставки антрацитов, лишь фиктивно были перерегистрированы в Киеве.

Вся эта схема, по мнению следствия, и имеет признаки государственной измены, финансирования терроризма и содействия деятельности террористической организации.

Но по большому счету, сообщение о подозрении Порошенко нельзя назвать неожиданностью. Во-первых, судя по воинственной риторике действующего президента в адрес предшественника, "чувства" Зеленского к Порошенко явно не остыли. И это спустя 2,5 года президентской каденции.

Во-вторых, подозрение и домашний арест Виктора Медведчука в деле о поставках угля из ОРДЛО, и подозрение Владимиру Демчишину не оставляли сомнений, что придут и за Порошенко.

"Решение о поставках угля явно принималось высшим политическим руководством страны. Это же не просто была инициатива министра энергетики", - добавляет Владимир Фесенко.

Главный вопрос оставался в том: когда придут за Порошенко?

Первая попытка состоялась 17 декабря. Под стенами парламента работники ГБР пытались вручить Порошенко повестку, но экс-президент проигнорировал правоохранителей, прыгнул в авто и укатил в неизвестном направлении. Позже Порошенко нашелся… в Турции. "Пятый" назвал это дипломатическим турне. Потом экс-президент записал видео из Варшавы. Петр Порошенко заявил, что скрываться от следствия не собирается и обязательно вернется в Украину. Но немного позже: в первой половине января.

Таким образом, ГБР ничего не оставалось как направить подозрение Петру Порошенко по месту проживания (это разрешено законом).

Устранение конкурента

С одной стороны, схема поставок угля из ОРДЛО действительно нуждается в пристальном внимании правоохранителей. И если деньги передавались кэшем, шахты были зарегистрированы в Киеве фиктивно, а контракты на уголь из ЮАР намеренно "похоронила" прошлая власть, то за это нужно ответить.

"Отвлечемся от Порошенко. Весной этого года появились пленки Медведчука на которых шла речь о покупке угля в ОРДЛО за наличные. И это в момент активных боевых действий. Нужно ли это расследовать? Конечно нужно!", - уверяет Фесенко.

Но с другой стороны, если нынешняя власть действительно так рьяно ратует за справедливость, почему подозрение Порошенко "всплыло" только сейчас, когда рейтинги "слуг" и Зеленского лично, реактивно падают?

"Нужно поддерживать легитимность действующих решений власти. А как поддерживать? Фактически вся легитимность держится на рейтинге Зеленского и если у него рейтинг есть, то система власти держится, а если рейтинга нет, то можно ожидать, что все процессы начнут сыпаться", - поясняет "Апострофу" политтехнолог Дмитрий Раимов.

По мнению экспертов, удержать рейтинг действующая власть, да и вообще любая другая власть, может двумя способами: либо проводить популярные действия, либо реально устранять конкурентов.

"А Порошенко остается вторым человеком в стране в плане возможной конкуренции Зеленскому, - уверяет Раимов. – Кроме того, Петр Порошенко координирует практически всех людей, которые были набраны в систему государственного управления с 2014 по 2019 год. Много людей, которые буквально ему верны, считают, что он вновь может стать президентом. Поэтому "гидру" нужно обезглавить".

Что будет, если Зеленский устранит конкурента реальной посадкой?

Если Порошенко посадить

В первую очередь, это позволит лидеру "Европейской солидарности" разыграть карту "жертвы режима".

"И тут возникают внешнеполитические и внутриполитические риски для Зеленского: обвинения в репрессиях, попытки протестных акций. И это может быть даже использовано с точки зрения пиара самим Порошенко, для консолидации своих сторонников. Поэтому сажать не выгодно. Наоборот: Петр Алексеевич, как и Юрий Анатольевич Бойко, самые удобные соперники для Зеленского во втором туре президентских выборов", - добавляет Фесенко.

Правда, по мнению Раимова, весомых политических дивидендов роль "жертвы режима" пятому президенту не принесет.

"Ведь Медведчук для своего электората ведь не стал жертвой режима. Избиратели Порошенко и так за него. Вопрос в том, что у Порошенко огромный антирейтинг, мешающий ему привлекать новых сторонников, и получится ли их привлечь – вопрос открытый", - резюмировал Раимов.

Но дело в том, что профит от посадки Порошенко не получит и сам Зеленский.

"Если сейчас посадить Порошенко, в попытке сбить его рейтинг, постоянно заниматься его очернением, да еще и телеканал закрыть, чтобы не хулиганили, то это достаточно недальновидная история, - отмечает Раимов. – Вот пойдет в президенты сейчас, например, Василий Бурба (экс-начальник ГУР Минобороны – "Апостроф") и заберет электорат Порошенко. Но у Бурбы не будет такого высокого антирейтинга как у Порошенко, поэтому такой кандидат может легко взлететь. Вспомним, что в 2013-2014 году того же Порошенко вообще не рассматривали как возможного кандидата в президенты. Поэтому сейчас Офис президента может своими же руками создать себе ситуацию, при которой появится кандидат сильнее Порошенко. Он консолидирует электорат условно патриотической направленности и создаст трудности для Зеленского. Тот же Бурба с обвинениями в адрес Зеленского в госизмене".

Ну и будем откровенны. "Кого у нас посадили после 2014 года? Кого-то посадили при Порошенко, при Зеленском? При нынешнем украинском законодательстве посадить влиятельного человека просто невозможно. Самый худший сценарий для Порошенко – домашний арест. Но это в самом худшем случае", - подчеркнул Фесенко.

Не мытьем так катанием

По мнению Владимира Фесенко, у команды Зеленского вообще нет никакого четкого плана в ответ на дилемму Порошенко.

"А в чем дилемма? Сажать или не сажать? Политически сторонники Зеленского еще с 2019 года хотят, чтобы Порошенко посадили. Но у команды Зеленского нет готового рецепта", - уверяет Фесенко.

С рейтинговой точки зрения, для власти гораздо выгоднее оставить пятого президента на свободе. Но не оставлять его в покое.

"Тут сам процесс важнее результата, ведь посадить влиятельного человека реально сложно (мы видим это по Медведчуку). Нынешнее дело – самый серьезный риск для Порошенко, но риск скорее имиджевый, репутационный. Главное будет показать связку Медведчук-Порошенко. Если следствие это покажет, то для Петра Алексеевича возникнут серьезные репутационные риски. Не все сторонники Порошенко, конечно, поверят, но оправдываться придется. А, например, очная ставка Медведчука и Порошенко вообще идеальна для телевизионной картинки. Это новые информповоды. Вот тут я вижу интерес. Поэтому процесс и важнее результата", - резюмировал Владимир Фесенко.

По мнению экспертов, быстрых решений и результатов в "кейсе Петра" ожидать не стоит, ведь в том и вся суть, чтобы растянуть преследование конкурента аккурат до выборов, максимально взвинтив себе рейтинги. И тут можно было бы посоветовать запастись попкорном и просто наблюдать за новым "сериалом", да только на фоне надвигающегося энергетического кризиса и возможного обострения на фронте – такое шоу вообще не на пользу украинцам.

Читайте также

Новини партнерів