RU  UA  EN

среда, 5 февраля
  • НБУ:USD 41.35
  • НБУ:EUR 42.60
НБУ:USD  41.35
Общество

Нет тела – нет смерти: как родные погибших военных объявляют их умершими через суд

ВСУ Фото: facebook.com/GeneralStaff.ua

Реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, содержит данные о 62 948 людях - военных и гражданских. Преимущественно это лица, исчезнувшие в результате войны или оккупации. Кто-то из них погиб, но его тело не смогли эвакуировать из-за активных боевых действий, кто-то в плену, однако страна-агрессор пока не подтвердила это. Бывают случаи, когда родные военных точно знают об их гибели - были свидетели среди выживших на поле боя побратимов или распознали их тела на фото или видео во вражеских соцсетях. Без возможности получить свидетельство о смерти для получения выплат и наследства или по другим причинам родственников обращаются в суд для объявления человека умершим. Однако на практике эта процедура предусматривает ряд непростых нюансов, каких именно - разбирался "Апостроф".

"Сегодня очень сложная ситуация с тем, что большинство военных числятся без вести пропавшими. Человек может быть в плену, но нет достоверных сведений, может погибнуть, но тело его никто не видел, может покинуть поле боя и прятаться”, - рассказывает “Апострофу” адвокат Алина Самарец.

Иногда близкие люди пропавших без вести, зная, что родственник погиб на фронте, но не имеют возможности провести идентификацию тела, могут обратиться в суд, чтобы получить свидетельство о смерти, что позволит получить выплаты от государства и откроет право на наследство. Кроме того, статус без вести пропавшего делает невозможным совершение сделок. "У меня есть дело, когда военный является ответчиком по делу, у него хотят отобрать часть квартиры. Обратилась сестра, потому что у них есть справка о том, что он безвестно исчез. Они (родственники) не собираются до последнего объявлять его умершим, надеются, что он вернется. Однако другая сторона инициирует вопрос”, - рассказала Самарец.

Однако на практике сделать это непросто из-за разночтения судьями норм части второй статьи 46 Гражданского кодекса Украины, в частности относительно начала отсчета сроков объявления судом умершим. Ее действующая редакция такова: “Физическое лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, вооруженным конфликтом, может быть объявлено судом умершим после истечения двух лет со дня окончания военных действий. С учетом конкретных обстоятельств дела суд может объявить физическое лицо умершим и до истечения этого срока, но не ранее истечения шести месяцев”. Как известно, в Украине есть Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия, утвержденный Минреинтеграции. Можно ли считать исключение определенной территории из этого перечня днем окончания военных действий? С какого времени считать шесть месяцев – с даты несчастного случая или завершения войны на территории всей страны? Судьи и ведомства путаются.

Например, Хмельницкий горрайонный суд Хмельницкой области удовлетворил заявление родственницы о признании лица умершим, ввиду обстоятельств, описанных в служебном расследовании воинской части. Там говорилось, что в автомобиль с ними и другими военнослужащими попал снаряд российского танка, от которого они погибли. Тело мертвого мужчины и других военнослужащих осталось на месте трагедии, и забрать его не было возможности. Однако Министерство обороны подало апелляцию, в которой просило упразднить решение суда первой инстанции и принять новое судебное решение, которым в удовлетворении заявления отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы отмечено, что до истечения шестимесячного срока с момента завершения военных действий признание судом лица умершим в силу требований закона не допускается. В конце концов, суд отклонил апелляционную жалобу.

Очевидно, реалии требуют законодателей прояснить положения закона. Народные депутаты зарегистрировали законопроект 12451 о сроках отсчета для оглашения судом умершим лицом, пропавшим без вести в связи с военными действиями, вооруженным конфликтом. Авторы инициативы констатируют, что “одни суды считают, что сроки, определенные в части второй статьи 46 Гражданского кодекса Украины, следует исчислять с момента наступления события (которое могло привести к смерти лица), а не с момента окончания действия военного положения на территории государства, другие считают, что отсчет срока для объявления физического лица умершим в результате военных действий, вооруженный конфликт должен начинаться именно со дня окончания военных действий на территории государства”.

Поэтому нардепы предлагают часть вторую статьи 46 Гражданского кодекса Украины изложить в следующей редакции: “Физическое лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, вооруженным конфликтом, может быть объявлено судом умершим после истечения двух лет со дня окончания военных действий. С учетом конкретных обстоятельств дела суд может объявить физическое лицо умершим и до истечения этого срока, но не ранее истечения шести месяцев от наступления обстоятельств, которые угрожали ему смертью или дают основание предполагать его гибель”.

"Во-первых, личность объявляется умершей, если есть сведения, что она могла погибнуть. Это могут быть свидетельства находившихся там людей”, - говорит адвокат.

Также важно, чтобы было доказано "огневое влияние" со стороны врага, что исчезновению военного в связи с военными действиями предшествовали обстоятельства, угрожавшие смертью. Отсутствие безусловных доказательств или противоречие в доказательствах в подтверждение обстоятельств, предоставляемых заявителем и/или заинтересованными лицами, делает невозможным объявление лица умершим.

Однако перед объявлением военного умершим важно точно убедиться в его гибели. Кое-где родные узнают о том, что без вести пропавший военный жив и все время находился в плену накануне обмена пленными. Подтверждение во враждебном плену может занимать год – два.

"Если человек официально будет объявлен умершим, будут определенные сложности с обменом, потому что как в обмен ставить человека, которого юридически не существует?” – комментирует Алина Самарец.

В конце концов, если лицо объявили погибшим или безвестно отсутствующим из-за исчезновения в результате боевых действий или других обстоятельств, то родственники или законные представители имеют право подать в суд заявление об отмене решения о его гибели, отмечает юрист АО "Виннер Партнерс" Анастасия Руденко.

По ее словам, в таком случае органы, выплатившие средства (например, Министерство обороны, пенсионный фонд или другие государственные органы), имеют право требовать возврата выплат за погибшего - пособие на погребение, компенсацию, пенсию и т.д.

"Однако следует отметить, что в отдельных случаях, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о добросовестности получателей (например, если они не знали, что военный жив и находится в плену), суд может принять решение о неполном возврате средств или даже полном освобождении от обязательств возвращение”, - объяснила собеседница издания.

Родные военных с таким неопределенным статусом надеются на большой обмен пленными и репатриацию тел. Однако это вряд ли возможно сейчас.

"Во время войны вряд ли. Процесс идет, но враг спекулирует, [применяет] имперские подходы в вопросе возвращения тел, ведут себя как террористы. Скорее всего, после остановки боевых действий можно будет интенсифицировать”, - говорит “Апострофу” генерал-лейтенант в отставке, заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины (2006-2010) Игорь Романенко.

Сейчас даже когда удается добиться возвращения тел наших бойцов, возникает новый вызов – их распознавание. Для ускорения процесса установления личности погибших большое значение имеет наличие требуемой материальной базы и специалистов. При этом в 2022-2023 годах судебно-медицинские экспертизы проводились только в пяти бюро, в 2024 году их количество возросло до 19. Вместе с тем, за прошлый год к работе в профильных лабораториях МВД присоединилось более 100 новых экспертов, что позволило увеличить динамику исследований.

После окончания военных действий государство предстанет перед вызовом компенсации родственникам погибших военных. “Возможно, государство будет и оспаривать такие решения, - предполагает Самарец. – Потому что сейчас очень много, например, исков, когда люди пытаются доказать, что они непосредственно принимали участие на нуле. Минобороны до последнего сопротивляется, возражает”.

Читайте также

Новини партнерів