Сегодня рынок электроэнергии переходит на работу в чрезвычайном режиме. Накануне Кабинет министров утвердил алгоритм введения временных мер в связи с нарушением нормального функционирования этой сферы. Правительство фактически получило право как минимум месяц управлять отраслью в режиме «ручного» управления. Для этого максимально расширены полномочия регулирующих органов в части ограничения тарифов на выработку электричества, принятия заявок на куплю-продажу энергии и перераспределения топлива для тепловой генерации. Эксперты сомневаются в эффективности выполнения этих норм из-за давления энергетического лобби, а также опасаются возможного злоупотребления государством своими полномочиями.
Тревожный период
Решение о переводе работы рынка электроэнергии в чрезвычайный режим вчера своим распоряжением утвердил премьер-министр Арсений Яценюк (имеется в распоряжении А' – см. ниже), а правительство одобрило механизм и критерии его введения. В документе, подписанном главой правительства, премьер соглашается с предложениями Министерства энергетики и угольной промышленности о принятии радикальных мер для выведения отрасли из кризисного состояния. Речь идет об ограничении цен и тарифов на электроэнергию, корректировке их составляющих, инвестпрограмм, изменении алгоритма работы Объединенной энергосистемы (ОЭС), установлении особых условий производства, поставки и купли-продажи энергии. Правительство также получило право влиять на объемы экспорта и импорта электроэнергии. Согласно п. 3 распоряжения, решение о переводе энергетической отрасли в чрезвычайный режим вступает в силу на следующий день после его принятия, то есть – сегодня.
Для реализации временных мер по стабилизации работы отрасли и «обеспечении надежной и бесперебойной работы» ОЭС глава правительства поручил регулятору – Нацкомиссиии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики (НКРЭ) в двухдневный срок скорректировать тарифы на производство электроэнергии, в том числе, с учетом «зеленых» тарифов на электроэнергию, а также установить лимит на формирование ценовой заявки на рынке. Такие меры, считают в Кабинете министров, необходимы для незамедлительного финансирования восстановительных работ на поврежденных в ходе антитеррористической операции (АТО) энергоблоках и компенсации затрат предприятий, связанных с обеспечением их мощностей генерации углем.
Государственное предприятие, осуществляющее диспетчерское (операционно-техническое) управление ОЭС должно определить допустимый уровень резерва мощностей, установить суточные нормы производства электроэнергии, а также временные ограничения пропускной способности межгосударственных электрических сетей. А оптового поставщика энергии Кабмин обязал рассчитывать графики производства электричества и формировать цену с учетом введенных временных мер и ограничений
Ситуация зашла в уголь
Порядок введения чрезвычайных мер в случае длительного нарушения нормальной работы рынка электрической энергии (текстом располагает А' – см. ниже) был принят на вчерашнем заседании правительства. Документ подробно описывает механизм принятия регулирующими ведомствами решений, который позволит вывести тепловую генерацию из кризисной ситуации, сложившуюся в связи с проведением АТО на востоке Украины.
Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан объяснил А', что алгоритм введения чрезвычайного положения (ЧП) разработан на основе ст. 29 профильного закона «Об основах функционирования рынка электроэнергии». Положения этой статьи разрешают Кабмину принимать временные чрезвычайные меры и обязывают энергетиков выполнять распоряжения органов власти «независимо от условий договоров, заключенных с потребителями». По словам господина Продана, при введении ЧП энергетическая отрасль перестанет работать на рыночных условиях, а загрузка энергоблоков будет происходить по факту наличия топлива. «Необходимость принятия такого постановления связана с сокращением производства угля. Существуют серьезные проблемы с его поставками на энергетические предприятия. Кроме того, в результате ведения боевых действий повреждены генерирующие установки»,‒ уточнил в беседе с корреспондентом А' Юрий Продан.
В аналитической записке к документу о состоянии работы Объединенной энергосистемы (ОЭС) указывается перечень тепловых электростанций (ТЭС), наиболее пострадавших в ходе АТО. В частности, с августа полностью прекращены поставки угля для Луганской, Змеевской, Трипольской, Криворожской, Приднепровской и Старобешивской ТЭС, что грозит полной остановкой этих предприятий. Учитывая утрату генерации Славянской ТЭС, суммарные потери мощностей этих предприятий составляют 5,3 тыс. МВт. Всего по состоянию на 12 августа на складах ТЭС сосредоточено 2,3 млн. т угля, из них ежедневно используется 50,5 тыс. т, а среднесуточные поставки топлива достигли рекордного минимума за последние 15 лет ‒ 45 тыс. т. В результате, в Донецкой и Луганской областях обесточено 149 населенных пунктов, а восстановление энергоснабжения «потребует длительного времени и осложняется боевыми действиями».
Вынужденные меры
Правительство определило четыре критерия, которые являются основанием для перевода отрасли в чрезвычайный режим: повреждение электроэнергетических установок и/или незаконное вмешательство третьих лиц в их работу; снижение резерва генерирующих мощностей ОЭС ниже допустимого уровня в течение трех суток; критическое ‒ ниже 20-дневного ‒ снижение запасов угля или существенное ограничение поставок природного газа; невыплаты заработной платы производителям электроэнергии в полном объеме в течение трех месяцев или ситуация, когда оплата их труда в расчетном месяце ниже 90%.
Все вышеперечисленные положения в итоге приведут к ужесточению государственного регулирования отрасли. В ситуации, когда государство фактически находится в состоянии войны, власти вынуждены будут диктовать энергетикам условия купли-продажи электроэнергии, ограничивать цены на энергию и тарифы на ее выработку. Сейчас их устанавливает НКРЭ для каждого предприятия, а компании ПАО «Центрэнерго» (в структуру входят Трипольская, Змеевская, Углегорская ТЭС; 78,2% акций принадлежат государству) и ПАО «Донбассэнерго» (структурными единицами являются Старобешивская и Славянская ТЭС; доля государства ‒ 25+1% акций) поставляют электроэнергию в сеть, предлагая ее минимальную стоимость.
Кроме того, на участников рынка наложат обязательства по производству и поставке энергии, установят особые условия ее экспорта и импорта. Следует отметить, что Кабмин оставляет за собой право на введение других мер в рамках своих полномочий с целью обеспечения надежной работы ОЭС страны. Чрезвычайное положение ограничено одним календарным месяцем, но в случае необходимости власти имеют право продлить срок его действия. О принятии чрезвычайных решений Минэнерго и НКРЭ будут сообщать энергетикам по почте и с помощью факсимильной связи «не позднее следующего рабочего дня после принятия таких решений».
Опасности ручного управления
Введение чрезвычайного положения означает усиление роли НЭК «Укрэнерго» и отраслевого регулятора – НКРЭ, впрочем, при сложившемся дефиците угля, перейти на «ручное» регулирование отраслью необходимо, отмечает старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква. «Документом будут изменены правила работы рынка. Если сейчас тепловые электростанции конкурируют между собой при продаже электроэнергии в сеть, предлагая наименьшую ее стоимость, то с введением чрезвычайного положения решение о загрузке мощностей того или иного производителя смогут принимать не рыночным способом, а по решению государства»,– говорит эксперт. Он не исключает, что реализация предложенного правительством алгоритма может стать почвой для злоупотреблений со стороны властей. «Документ носит общий характер, но дьявол скрывается в деталях. Под нормы этого постановления Кабинет министров может подвести фактически любое свое решение по регулированию энергорынка. Кроме того, неясно, каким образом будут ограничиваться тарифы на выработку, каким предприятиям будут выплачиваться инвестиционные надбавки, и по каким критериям будет перераспределяться топливо между нуждающимися в нем ТЭС – соответственно, не исключен риск злоупотреблений в этом вопросе»,– отмечает господин Саква.
«Главное, чтобы решения правительства были экономически обоснованными и исключали коррупционную составляющую. Подходить к регулированию тарифов следует очень взвешенно»,‒ подчеркнул управляющий директор компании «Энергетические ресурсы Украины» Андрей Фаворов. Аналитик уточнил, что в себестоимости электроэнергии 80% занимает уголь, аналогичную долю в его цене занимает заработная плата шахтеров. «К тому же, не следует забывать о необходимости инвестировать в модернизацию ТЭС и увеличение их надежности для работы на украинском угле, а не на российском газе или атомном топливе. В Украине 40-50% тепловой генерации приходится на ТЭС, работающие на тощем, то есть низколетучем угле. Чтобы перейти на потребление высоколетучего угля, необходимо дополнительно инвестировать в изменение конструкции котлов. А это длительный процесс»,– отмечает господин Фаворов.
Впрочем, директор по специальным проектам научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев считает, что у правительства и так есть законодательные рычаги, позволяющие вывести отрасль из энергетического кризиса. «Однако эти механизмы не действуют из-за очень большого веса энергетического лобби. По этой причине, кстати, я сомневаюсь и в эффективности данного постановления»,‒ говорит эксперт. Вместе с тем, принятие порядка позволит урегулировать ситуацию, «когда одна государственная компания создает сложности в работе другой государственной же компании, отключая ее от энергоснабжения за долги,‒ добавляет господин Рябцев.– Впрочем, одной из основных проблем правительства ‒ как нынешнего, так и предыдущего ‒ является неконтролируемость выполнения нормативных актов».