Трехсторонние переговоры по поставкам газа, проходящие вчера в Берлине между представителями ЕС, России и Украины завершились формированием предварительных договоренностей. Если они лягут в основу финального документа, подписанного всеми сторонами, Украина окажется в крайне невыгодном положении. Несмотря на снижение цены за тысячу кубометров газа до $385, Украина обязана будет выплатить «Газпрому» $3,1 млрд по долговым обязательствам. Кроме того, снижение цены будет временным, а механизм ее формирования так и не был согласован окончательно. Эксперты не сошлись во мнениях относительно последствий переговорного процесса, однако отмечают, что такой компромисс способен стабилизировать ситуацию на газовом рынке, пусть и в ущерб Украине.
Встреча европейского комиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера с профильными министрами Украины и России Юрием Проданом и Александром Новаком продлилась два часа. Как стало известно со слов участников переговоров во время пресс-конференции, стороны за закрытыми дверями сумели обсудить только проект договоренностей по газовым поставкам в Украину. При этом финальная версия документа будет сформирована в начале следующей недели. По словам господина Эттингера, если документ не будет подписан, Европа может оказаться таким же заложником газового конфликта между Украиной и РФ, как это уже было в январе 2009 года. Впрочем, судя по различиям в трактовке результатов встречи, открытых вопросов по итогам переговоров осталось едва ли не больше, чем решенных.
Каждому свое
Так, по словам господина Новака, украинская сторона взяла на себя обязательства частично погасить задолженность перед компанией «Газпром», уплатив $3,1 млрд, из которых $2 млрд будут внесены до конца октября, а оставшаяся сумма – до конца года. Только на таких условиях Россия готова возобновить поставки газа в Украину. В то же время, по словам господина Продана, Украина хоть и имеет достаточный запас средств на специальном счете Нацбанка, но считает уместным выплачивать сумму задолженности ежемесячно, более мелкими частями и только после получения предоплаченного газа из России.
Невыясненным до конца остался и вопрос о цене за 1 тыс. кубометров газа. Все стороны сошлись во мнении, что цена на так называемый, «переходной период» длительностью шесть месяцев должна составлять $385 (именно такую сумму российская сторона предлагала и во время предыдущих раундов переговоров), однако господин Продан считает, что она должна быть зафиксирована договорным образом, а Александр Новак готов лишь предоставить скидку в размере $100 к цене, рассчитанной по формуле из договора между Россией и Украиной от 19 января 2009 года. Министр энергетики России ссылался на данные экспертной группы о том, что газа в подземных хранилищах Украины недостаточно для прохождения отопительного сезона. По его мнению, Украине не хватает еще от 5 до 12 млрд кубометров газа. Из них российская сторона готова предоставить Украине 5 млрд кубометров обязательного объема поставок. Остальной объем будет поставлен в качестве дополнительного опциона.
Все стороны также отметили, что вопрос реверсных поставок газа в Украину из европейских стран на встрече не обсуждался. Тем не менее господин Эттингер счел нужным заявить в ответ на вопрос одного из немецких журналистов, что реверс из европейских стран возможен только в том случае, если «Газпром» не имеет договора о резервировании мощностей газопровода. Таким образом, по мнению еврокомиссара, реверс газа из Словакии в Украину «не представляется возможным».
Из трех представителей сторон российский министр энергетики воспринял итоги переговоров наиболее спокойно. На пресс-конференции он кратко, но емко отвечал на вопросы журналистов, хотя было заметно, что усталость сказалась и на нем. Так, Александр Новак не смог воспринять на слух вопрос одного из американских журналистов и попросил перевести его для лучшего понимания. Гюнтер Эттингер во время своего выступления активно жестикулировал и настаивал на необходимости принятия компромиссных решений ради безопасности европейских государств. Наиболее взволнованным выглядел украинский министр энергетики Юрий Продан. По его внешнему виду было понятно, что переговоры дались ему нелегко, он достаточно сильно нервничал, и постоянно делал акцент на том, что окончательный текст трехстороннего договора еще не сформулирован, и украинская сторона будет продолжать отстаивать свою позицию. Реакция украинского правительства на результаты переговоров последовала вскоре после окончания пресс-конференции и была сделана в достаточно компромиссном тоне. «Наша общая позиция с Европейской комиссией до окончательного решения Стокгольмского суда (по делу НАК “Нафтогаз Украины” против “Газпрома”.‒ А’) – необходимо подписать временное соглашение о поставках природного газа»,‒ заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Время – плохой союзник
По мнению экспертов, отступление Украины от занимаемой ранее жесткой позиции на газовых переговорах спровоцировано близостью отопительного сезона ‒ как в Украине, так и в странах ЕС. «Ковбойский подход, который ранее использовала Украина к решению газовых вопросов очень беспокоит Евросоюз. Меня радует, что под влиянием зимы стороны могут приблизиться к компромиссу»,‒ отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, итоги вчерашних переговоров могут вызывать сдержанный оптимизм и надежду на скорое решение газового кризиса. «Правда неясно, зачем нужно было так долго тянуть – на цену $385 за 1 тыс. кубометров можно было согласовать еще летом, тем более, что тогда Россия предлагала и более долгий срок переходного периода»,‒ говорит господин Марунич.
Впрочем, далеко не все эксперты разделяют оптимистические настроения по итогам трехсторонней встречи. По мнению заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, стороны конфликта склонны организовывать переговоры скорее не с целью достичь компромисса, а чтобы перетянуть на свою сторону представителя ЕС. «Я не думаю, что газовый вопрос решится в этом или даже в следующем году. Вероятно, что стороны будут ждать решения Стокгольмского арбитража или же отзовут иск и пойдут на мировое решение спора. Но этот вариант станет возможным только при нормализации отношений с РФ»,‒ отмечает эксперт. Господин Рябцев также добавил, что если переговоры все-таки приведут к подписанию каких-либо соглашений, для Украины это будет только шанс на передышку во время отопительного сезона. «Европа при этом получит уверенность в том, что поставки транзитного газа не прекратятся, а Россия сможет продавать газ, а не жечь его впустую на факеле»,‒ добавил замдиректора «Психеи».
Второй фронт
Вместе с тем, есть и менее оптимистичный вариант развития Берлинских договоренностей. По мнению экс-уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности в 2008-2010 годах Богдана Соколовского, трехсторонние переговоры фактически стали капитуляцией Украины. «Мне очень жаль, что в составе украинской делегации в Берлине нет ни одного дипломата. Такой опрометчивый шаг был бы возможен в мирное время при стабильной экономике, но отнюдь не в нашей ситуации»,‒ отмечает он. Эксперт считает, что правительству ни в коем случае нельзя подписывать договор с Россией на подобных условиях. «Что касается выплат по непогашенному “долгу” перед “Газпромом” ‒ я не представляю, как можно платить деньги государству-агрессору»,‒ добавил господин Соколовский.
Он также отметил, что несмотря ни на что, даже если трехсторонние переговоры закончатся ничем – ЕС вряд ли следует ожидать прекращения транзита российского газа. «Транзит никак не связан с договором по цене. “Газпром” хоть и может прекратить поставки в Европу в любой момент, но никогда этого не сделает – слишком высоки сейчас финансовые и репутационные риски»,‒ говорит экс-уполномоченный президента.
Украине сейчас необходимо искать путь к подписанию договора о поставках норвежского газа, считает эксперт. «Очень хорошим знаком является то, что Андрей Коболев сейчас находится с визитом в Норвегии. Учитывая амбиции этой страны быть первой в Европе по объемам газовых поставок она может стать крайне перспективным партнером для нас»,‒ говорит Богдан Соколовский. По его словам, норвежский газ обойдется нам дороже, чем российский по его рыночной цене (по подсчетам украинской стороны ‒ $268 за 1 тыс. кубометров газа), однако его стоимость будет ниже предложенной российской стороной в Берлине.
«Если переговоры с Норвегией будут сопровождаться необходимым политическим влиянием, договор о поставках можно будет заключить уже через 6-7 месяцев. Теоретически возможно даже его подписание к концу отопительного сезона»,‒ добавляет господин Соколовский. По его мнению, даже если фактической возможности поставить газ с началом весны у Норвегии не будет, само по себе себе заключение контракта значительно усилит позиции Украины в газовой войне с Россией.