Насколько сильно должен измениться ЕС, чтобы быть способным противостоять будущей российской агрессии. Процедура конфискации российских активов для поддержки Украины и возникающие в связи с этим проблемы в который раз это демонстрируют.
1. Для начала напомню, что Евросоюз – это классическое образование мирного времени. У него нет общей внешней политики, единой для всех финансовой системы и общей армии. Полномасштабное вторжение России ничего принципиально не изменило: до 2025 г. в Европе никто серьезно не осознавал необходимости перестройки ЕС под потенциальную войну с Россией. Парадоксально, но годы военные и разведка практически каждой страны ЕС регулярно отчитывались о неизбежности российской агрессии, тогда как политики почти ничего не делали, чтобы быть к ней готовыми.
Наибольшим потрясением для ЕС стало не полномасштабное вторжение России, а возвращение к власти в США Дональда Трампа. Только после этого Европа осознала собственную уязвимость, что и повлекло за собой дальнейшую милитаризацию. Все понимают, что перевооружение будет длиться несколько лет, в течение которых у Путина будет окно возможностей для вторжения в слабые европейские страны.
Если это произойдет, единственным боеспособным активом, на который сможет рассчитывать Европа, станет украинская армия. Поэтому сохранение независимости и обеспечение боеспособности ВСУ было и остается стратегическим интересом каждой европейской страны.
2. «Сейчас перед нами простой выбор – либо деньги сегодня, либо кровь завтра. И я говорю не только об Украине, я говорю о Европе», — сказал вчера премьер-министр Польши Дональд Туск.
Не секрет, что сопротивление Украины финансируется на средства стран ЕС. Для его продления в Украине в следующем году требуется около 70 миллиардов евро. По оценкам МВФ и Еврокомиссии, номинальный ВВП всех стран ЕС составляет около 19 триллионов евро, а значит, необходимая для поддержки Украины сумма — примерно 0,37% общего ВВП Евросоюза. В среднем это в 5–6 раз меньше, чем страны ЕС тратят на собственную оборону (в настоящее время это 2% ВВП, тогда как летом НАТО приняло решение об увеличении этого показателя до 5%). То есть речь не идет о каких-то существенных для Европы суммах — на борьбу с COVID тратилось в десятки раз больше.
Учитывая критическую важность украинской обороны для Европы, нет сомнений, что необходимые средства найдут. В то же время, попытки европейцев использовать для этого замороженные российские активы все больше напоминают позицию американской администрации, которая не против поддержки Украины, но хотела бы, чтобы это оплатил кто-то другой. В отличие от США, которые могут переложить эту проблему на европейцев, у Европы такой возможности нет. Ведь война происходит внутри Европы.
3. Понятно, что ЕС не будет конфисковывать замороженные российские активы для финансирования Украины.
В течение всей своей истории Евросоюз принимал законы, направленные именно на то, чтобы не допустить подобных ситуаций. Поскольку ни одна страна ЕС не находится в состоянии войны с Россией, законодательство о военном положении, которое позволяло бы конфискацию активов агрессора, не применимо. Следовательно, в случае конфискации, в частности в форме так называемого «репарационного кредита», Россия гарантированно обратится в суд. А поскольку судебная система в Европе независима, никто не может предусмотреть будущее судебное решение.
Понимая это, Бельгия, на территории которой сосредоточено большинство замороженных активов РФ, просит предоставить финансовые гарантии на случай проигрыша в суде. Проблема в том, что предоставить такие гарантии никто не может. Причина проста: у ЕС нет собственного Министерства финансов, которое могло бы от имени всех стран Евросоюза принимать подобные решения.
При этом Бельгия абсолютно проукраинская страна: она входит в число крупнейших доноров, поставляет Украине значительные объемы вооружения, в том числе самолеты F-16. У Бельгии нет своего Орбана или Фицо, и она не выдвигает к Украине никаких политических требований. Речь идет исключительно о гарантиях того, что в случае предстоящего проигрыша в суде Бельгия не будет вынуждена самостоятельно нести финансовую ответственность за решение, принятое всей Европой.
Как следствие, за две недели до начала 2026 г. Европа все еще не может определиться с формой финансирования сопротивления Украины.
4. Трудно понять, почему мы тратим так много времени и энергии на вопросы замороженных активов. Очевидно, что Евросоюз в экономическом плане сверхдержава, способная финансировать Украину на протяжении десятилетий и даже не чувствовать этого. Нет сомнений, что соответствующие средства будут найдены. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен вчера заявила о возможности альтернативных механизмов — в частности путем выпуска заимствований ЕС. Однако длительное отсутствие прогресса еще раз демонстрирует критическую необходимость адаптации ЕС к реалиям, в которых живет современная Европа.
Європейський Союз створювався як економічний блок для спрощення взаємної торгівлі між країнами. Питання власної безпеки європейці делегували НАТО, воєнна сила якого базувалася на могутності американської армії. Перегляд Сполученими Штатами своєї ролі гаранта безпеки в НАТО та військове вторгнення Росії зруйнували систему європейської безпеки, що існувала десятиліттями. Європа має дуже мало часу, щоб побудувати їй заміну. Оскільки без України жодна система безпеки Європи неможлива, підтримка опору нашої держави є умовою виживання більшості європейських країн. Зволікання з цим сьогодні обійдеться значно дорожче вже в найближчому майбутньому.
Джерело: facebook.com/mykolakn