Официальный Киев заверяет международное сообщество в том, что Украина осуществляет серьезные шаги в сфере своей энергобезопасности. При этом, наряду с договоренностями о поставках топлива из Европы, украинские власти предпринимают попытки заморозить развитие отечественной газодобывающей отрасли. Повышение ставок «газовой ренты» более чем вдвое, которое правительство и парламент объясняют «борьбой с сверхприбылью олигархов», грозит Украине тем, что добыча природного газа может стать нерентабельными бизнесом, и частным компаниям, работающим в этой сфере, придется свернуть инвестиционные программы. Удар по бюджету страны эксперты оценивают в более чем $1 млрд потерь. При этом Украине придется искать возможности импортировать около 6 млрд кубометров газа, уверены участники рынка.
Заявления и действия
В понедельник, 19 января, президент Петр Порошенко, выступая в Институте Европы при Цюрихском университете, заявил, что через два года Украина сможет обходиться без импорта российского газа. «Я полностью убежден, что через два года нам вообще не нужен будет российский газ»,– заявил глава государства. Господин Порошенко также подчеркнул, что Украина предпринимает меры по укреплению своей энергетической безопасности. В частности, снова внимание международного сообщества акцентировано на достигнутых договоренностях по реверсу природного газа, а также на том, что к участию в модернизации украинской газотранспортной системы приглашены американские и европейские инвесторы.
Впрочем, позиция Украины в сфере энергобезопасности строится лишь на развитии отношений с иностранными партнерами, которые могут поставлять в страну энергоресурсы. В то же время мало внимания уделяется развитию собственной добычи углеводородов, которая подразумевает возврат в бюджет средств в размере около 50-70% от цены реализуемого газа, тогда как импорт энергоресурсов предусматривает 100-процентные затраты. Об этом свидетельствуют предпринятые государством попытки изменить регулирование отечественной нефтегазовой отрасли. В частности, речь идет об ужесточении «правил игры» для частных добывающих компаний согласно правительственным постановлениям №647 и №596, принятым в ноябре прошлого года, в сфере закупки газа. В частности, с 1 декабря и по 28 февраля 89 компаниям из разных отраслей экономики запрещено покупать топливо для своих промышленных нужд у какого-либо поставщика, кроме НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом НАК стал гарантированным поставщиком для предприятий химической промышленности, кондитеров, энерго- и теплогенерирующих предприятий, для производителей мяса птицы и безалкогольных напитков, металлургии. При этом газотранспортные компании должны обеспечивать транспортировку газа только из ресурсов НАК, а областным госадминистрациям поручено содействовать в заключении договоров.
Вместе с тем нефтегазодобывающим компаниям значительно увеличили размеры ставок рентной платы за пользование недрами. В частности, 28 декабря Верховная рада внесла изменения в ст. 252 Налогового кодекса, согласно которым частные газодобывающие компании будут уплачивать 55% установленной стоимости добытого ресурса (глубина залежей до 5 тыс. м) и 28% (более 5 тыс. м). Ранее ставки рентных платежей составляли 28% и 15% соответственно. Максимальная фискальная нагрузка пришлась на компании, которые добывают газ на основании договоров о совместной деятельности (ДСД). Уже с января рентный платеж для них составляет 60%, а с июля этот налог для них будет равняться 70% от установленной стоимости продукции.
Примечательно, что еще в конце сентября прошлого года у Кабинета министров была кардинально противоположная позиция в отношении регулирования нефтегазового сектора. Тогда приоритетной задачей называлась либерализация рынка газа, и бизнес получил право закупать топливо у любых поставщиков – в России или ЕС посредством реверсных схем, чтобы не тратить на это средства НАК «Нафтогаз Украины». «Любая украинская или иностранная компания, которая хочет получить возможность купить газ для собственных нужд, в соответствие с требованиями Третьего энергетического пакета, получит доступ к транзитным возможностям НАК. Пожалуйста, хотите на промышленность завозить – мы вам открыли двери»,– заявлял тогда премьер-министр Арсений Яценюк. Спустя всего лишь месяц правительство изменило свою позицию и усилило монополию НАК «Нафтогаз Украины», замкнув на нем закупку энергоресурсов. Такие действия в правительстве объясняют острой необходимостью выведения газовой монополии на безубыточный уровень.
«Благородные» мотивы
Кроме того, многократное увеличение рентных платежей для газодобывающих компаний в правительстве считают «действенным инструментом борьбы со сверхприбылями олигархов-энергетиков». Уже в декабре с трибуны парламента, анонсировав грядущее увеличение рентных ставок, господин Яценюк заявил, что готов нести личную ответственность за реализацию подобных инициатив. «Мы увеличиваем налогообложение большого монопольного бизнеса. Мы прекрасно понимаем, что сейчас будет поднят крик, что сейчас будут закрываться предприятия, что будут сокращаться рабочие места. Я ответственно заявляю: за каждую цифру я готов отвечать»,– пообещал тогда премьер. Глава правительства также подчеркнул, что частные компании в сфере газовой монополии «должны поделиться с государством», и такое решение, по его мнению, «не повлияет на конкурентоспособность украинского горнодобывающего комплекса, так как такие тарифы сопредельные с теми, которые существуют на конкурентных рынках, в том числе и в РФ».
По словам заместителя министра финансов Дениса Фудашкина, предлагая инициативу по увеличению рентных платежей для нефтегазового сектора, ведомство руководствовалось необходимостью выровнять фискальную нагрузку. «Ранее действующая фискальная нагрузка неравномерна,– заявил тогда чиновник в интервью «Зеркалу недели».– 94% – нагрузка на тех, кто продает газ для населения. Это ПАО "Укргаздобыча", 100% корпоративных прав которой владеет НАК "Нафтогаз Украины". И 17,5% – нагрузка на тех, кто продает газ для промышленности. Ставка в 70% выравнивает размер получаемого дохода всех добывающих компаний, независимо от направлений дальнейшей реализации газа (для промышленности или для населения), то есть, обеспечивает изъятие сверхприбыли тех газодобывающих компаний, которые реализуют газ для промышленных целей». Впрочем, против позиции Минфина выступили в Министерстве энергетики и угольной промышленности: ведомство обратилось с письмом к парламентариям с просьбой установить размер ренты, не превышающий 28% от стоимости ресурсов. От официального комментария в Минэнерго отказались, сославшись на занятость, впрочем, по данным источника А' в ведомстве, «пока министерству не удается склонить правительство и депутатов на свою сторону». Уверены в том, что маржинальность бизнеса частных газодобывающих компаний выше, чем остальных участников отрасли, и парламентарии, проголосовавшие за соответствующие изменения в Налоговый кодекс.
Впрочем, новые ставки налогового сбора не коснутся государственной компании – ПАО «Укргаздобыча» (входит в структуру НАК «Нафтогаз Украины»), которая добывает до 75% украинского природного газа. «Повышение рентных ставок нас не коснется,– уточнил А' глава правления «Укргаздобычи» Сергей Костюк.– Для нас изменяется только порядок их уплаты, в частности, вводятся авансовые платежи с рентной платы за добытый природный газ». При этом, он уточнил, что в планах компании на 2015 год сохранить добычу на уровне 15 млрд кубометров (до аннексии Крыма Украина добывала около 20 млрд кубометров). «Поскольку компания потеряла часть скважин в зоне проведения АТО (более 80 млн кубометров), действующие месторождения требуют модернизации, необходимы новые дожимные компрессорные станции, то сохранение существующей добычи – основная задача»,– подчеркнул господин Костюк.
Разрушенный рынок
Впрочем, в том, что Украине удастся сохранить собственную добычу газа на уровне 15 млрд кубометров, сомневаются участники рынка, работающие с ПАО «Укргаздобыча» на основании договоров о совместной деятельности (сейчас таких компаний семь) и имеющие лицензии на добычу энергоресурсов. Всего частных газодобывающих компаний на рынке порядка 20, и, по данным НАК «Нафтогаз Украины», в 2014 году они увеличили добычу на 18%, до 3,3 млрд кубометров, а вместе с компаниями, работающими на основании договоров совместной деятельности, этот объем составляет более 4 млрд кубометров. Участники рынка предупреждают, что при новой системе налогообложения отрасль ожидает существенное падение показателей – частные компании не только не смогут выполнить планы по наращиванию объемов добычи на 1 млрд кубометров, а скорее всего, настолько же снизят ее уровень. «Фактически, это и есть те 2 млрд кубометров, которые придется докупить за рубежом – в России или Европе. В денежном выражении это чистый отток из Украины столь необходимой валютной выручки в размере около $750 млн»,– отмечает финансовый директор ООО «Карпатыгаз» (дочерняя компания шведской Misen Energy) Артур Сомов.
Будучи крупнейшим партнером ПАО «Укргаздобыча» в рамках договора о совместной деятельности, «Карпатыгаз» заявляют, что не смогут обеспечить поддержание текущего объема добычи для государства в случае уплаты ренты в 70% от стоимости продукции. «За период 2011-2014 годов "Карпатыгаз" в рамках ДСД инвестировал в газодобывающую отрасль Украины 2,58 млрд грн, отремонтировав 56 скважин и запустив три дожимные компрессорные станции (ДКС). Это позволило дополнительно добыть для Украины порядка 1,8 млрд кубометров газа,– рассказал А' господин Сомов.– В 2015 году планировалось запустить две крупнейшие в Украине дожимные станции, которые обеспечили бы поддержку текущего уровня добычи для "Укргаздобычи". Однако при новых рентных ставках у "Карпатыгаз" остается лишь 12 млн грн ежемесячно свободного финансового ресурса для капитальных инвестиций. Суммы не маленькие, однако, для сравнения, только для окончания одной станции необходимо порядка 130 млн грн, а для другой – 700 млн грн». По словам финансового директора «Карпатыгаз», без запуска этих объектов уже в 2015-2016 годах объем добываемого газа у самой «Укргаздобычи» упадет на 0,7-1,2 млрд кубометров. «Нам элементарно не хватит средств для завершения строительства столь необходимых для экономики Украины станций. Кроме того, мы заморозим инвестиционную программу по ремонту скважин. Также, в рамках ДСД вместо запланированного на 2015 год увеличения объема добычи до 1,1 млрд кубометров, мы с трудом сможем поддерживать текущий уровень добычи 700 млн кубометров. Потери для бюджета Украины просчитываются на пальцах одной руки»,– прогнозирует Артур Сомов.
Говорят о том, что уже отказались от выполнения инвестиционной программы после повышения налога на добычу еще в августе 2014 года до 55% и СП «Полтавская нефтегазовая компания» ( СП ПГНК) (дочерняя компании британской JKX Oil&Gas, добывает порядка 220 млн кубометров газа в год.) «Мы планировали к началу 2015 года увеличить добычу на 15% и еще на 30-40 млн кубометров увеличить добычу до конца текущего года. Наша инвестиционная программа предусматривала порядка $10 млн вложений в интенсификацию добычи и бурение скважин на вторую половину 2014 года, однако, в связи с увеличением ставки налога, мы были вынуждены отказаться от этих планов», - сообщил финансовый директор компании Евгений Паленка. По его словам, уровень рентабельности бизнеса в сфере добычи газа не позволяет говорить о получении сверхприбылей. «Цена реализации составляет порядка $320 за тыс. кубометров, а себестоимость добычи на уровне $150-200. При этом также мы уплачиваем порядка $190 налога на добычу, - отмечает господин Паленка. - Кроме того, у нас заблокирована реализация газа нашим постоянным клиентам в связи с принятием соответствующего постановления правительства, согласно которыму «Нафтогаз» - стал единственным эксклюзивным поставщиком газа для большинства предприятий в Украине. Можно торговать с остальными предприятиями, однако их объемы потребления намного меньше, а кроме того, на подготовку и подписание контрактов с новыми покупателями может понадобиться от 6 месяцев до года».
Фискальные нововведения и действующий порядок регулирования газовой отрасли негативно отразится на ее продуктивности и экономических показателях, считает эксперт в сфере энергетики Роман Опимах. «Кумулятивно за последующие три года негативная дельта добычи у частных газодобывающих компаний составит порядка 6 млрд кубометров», - комментирует эксперт последствия текущих налоговых ставок. По его словам, этот дефицит необходимо будет компенсировать за счет дополнительного импорта на сумму $1,5 млрд при средней цене – $250 за тыс. кубометров. На сегодняшний день инвестора закрыли все инвестпрограмы, сократив объемы запланированного бурения до минимума. Уже в текущем году отрасль не досчитается не менее $400 млн. инвестиций, за три года совокупная дельта может превысить 1 млрд, отмечает эксперт. «Принятие пакетом изменений в Налоговый кодекс, то есть, фактически вслепую, может означать, что недополученные инвестиции в экономику Украины превысять $1,2 млрд, - прогнозирует Опимах. – Кроме того, чиновники ссылаются на норвежскую схему налогообложения, при которой налог для добывающих компаний составляет 78%. Однако они упускают тот факт, что эта цифра состоит из общего налога на прибыль в размере 27% и дополнительного специального налога на прибыль 51%. Таким образом, суммарные 78% изымаются у добывающих компаний после вычета всех понесенных издержек, непосредственно с прибыли от реализованной продукции. В Украине рента в 55% взымается с момента изъятия ресурсов из недр, а базой налогообложения выступает фиксированный валовый доход на уровне граничной цены реализации газа для промышлености, устанавливаемой госрегулятором. Ситуация также усугубляется тем фактом, что в нарушение требований европейского законодательства частные компании лишены свободного выбора потребителя, который в свою очередь ограничен в праве выбора поставщика, следствием чего выступает нарастающий как снежный ком кассовый разрыв у частных субъектов газового рынка. Аномально высокие налоги платим сегодня, продаем газ через месяц-два найденному покупателю, причем с внушительным дисконтом, который нигде не учитывается. Принимая во внимание сказанное, инвесторов в стране явно поубавиться, так как никто не желает становиться «мини-Нафтогазами» с его соцпакетом обязательств, а оставшиеся частные производители, наверное, задумаются об экспорте украинского газа в Европу, который Украине оказывается не так уж и нужен».
Будут бороться
Впрочем, у отечественных газодобывающих компаний есть шанс на возврат к работе на рыночных условиях. По словам партнера юридической компании CMS Cameron McKenna Виталия Радченко, семь компаний подали консолидированный иск, в котором обращались с требованиями отменить постановления правительства, ограничивающие сбыт энергоресурсов. «Суд первой инстанции уже отменил постановление № 647, однако Кабмин и "Нафтогаз" подали апелляционные жалобы, соответственно, их действия пока еще в силе»,– рассказал он А'. Он также отметил, что компании могут отстаивать свои позиции в международных судах, поскольку согласно Договору к энергетической хартии, Украина должна обеспечить справедливое и равное отношение к инвестициям, а введение высокой ренты сродни их экспроприации. «Разговоры о том, чтобы установить нам высокие ставки ренты, велись давно, однако мы были уверены, что подобные нормы не будут приняты. При этом, консультации с нами, как и с другими игроками отрасли, депутаты не проводили. У нас все же состоялось пару встреч, но нас не услышали. Вместе с тем принятием изменений депутаты нарушили базовые принципы Налогового кодекса, в частности ст. 4, в которой говорится о недопущении налоговой дискриминации и паритетном подходе к налогообложению»,– говорит финансовый директор «Карпатыгаз» Артур Сомов. Отстаивать свои права на ведение бизнеса участники рынка планируют и в дальнейшем: «Профильное объединение, ассоциация газодобывающих компаний уже находится в процессе завершения регистрационных действий»,– сообщил А' господин Радченко.