В мае 2016 года на аукцион будут выставлены 25% госпакетов акций "ДТЭК Днепрэнерго", "ДТЭК Западэнерго" и "Киевэнерго". Большая часть акций этих предприятий принадлежит олигарху Ринату Ахметову. Главе Минэнергоугля Владимиру Демчишину хотелось бы использовать их продажу для разукрупнения энергетической империи ДТЭК, которую он считает монополистом. Он даже придумал для этого определенную схему. Но продать компании стороннему инвестору вряд ли получится, поскольку предложенная министром схема разукрупнения нереальна. Более того, кроме самого Ахметова на эти электростанции пока никто не претендует. Поэтому наиболее вероятно, что акции миноритарного акционера, которым является государство, купит сама ДТЭК.
Схема деолигархизации
В мае 2016 года Фонд государственного имущества Украины намерен выставить на продажу государственные пакеты акций ряда энергогенерирующих компаний — по 25% ПАО "ДТЭК Днепрэнерго", ПАО "ДТЭК Западэнерго" и ПАО "Киевэнерго". В каждой из этих компаний доля ДТЭК превышает 70%.
Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин уже успел привлечь внимание СМИ и специалистов к попытке приватизации этих энергетических предприятий. Он предложил внедрить принцип drag-along при приватизации их блокирующих государственных пакетов.
"Если бы провести через закон право, чтобы тот, кто купит 25%, по той же самой цене мог докупить 75%, которые есть у ДТЭК, купить у них автоматически. Это решило бы все проблемы", — сказал министр.
"ДТЭК Западэнерго" — третья по величине энергогенерирующая компания Украины с установленной мощностью 4 707,5 МВт, что составляет примерно 14,2% от общей мощности электрогенерации страны. Электроэнергия, произведенная компанией, поставляется украинским потребителям и на экспорт, в страны Европы. В состав "ДТЭК Западэнерго" входят Бурштынская ТЭС, Ладыжинская ТЭС и Добротворская ТЭС, а также сервисные предприятия Галремэнерго, Львовэнергоспецремонт, Львовэнергоавтотранс, Захидэнергопостач. Период январь-сентябрь компания закончила с убытком 68,4 млн грн, сократив чистый доход на 6,11% — до 7,8 млрд грн. ДТЭК совместно с аффилированными компаниями владеет 70,91% акций.
"ДТЭК Днепроэнерго" включает 3 тепловых электростанции: Криворожскую, Приднепровскую (Днепропетровская область) и Запорожскую. "Днепроэнерго" снабжает теплом населенные пункты Днепропетровской и Запорожской областей. Суммарная установленная мощность электростанций составляет 8 185 МВт. ДТЭК владеет 72,9% акций.
"Киевэнерго" управляет 2-мя теплоэлектроцентралями — ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 (общая установленная мощность — 1200 МВт). Транспортировка электроэнергии обеспечивается сетью воздушных и кабельных линий общей протяженностью 11,7 тыс. км. Тепловая энергия "Киевэнерго" производится на ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, а также на станциях теплоснабжения и в котельных. Общая установленная мощность тепловых источников — 8,7 тыс. Гкал/час. ДТЭК владеет 72,39% акций.
Это предложение Демчишина выглядит как минимум странно. Ведь под термином drag-along принято понимать право мажоритарного акционера требовать от миноритарного присоединиться к сделке по продаже акций по той же цене и на тех же условиях. Обычно включение таких условий в акционерное соглашение является дополнительной гарантией соблюдения финансовых интересов мажоритарного акционера. И применяется, когда покупателя интересуют 100% акций, а миноритарные акционеры отказываются от продажи (как известно, продажа большого пакета акций зачастую значительно выгоднее продажи того же пакета по частям).
В случае с упомянутыми энергогенерирующими компаниями, именно ДТЭК является мажоритарным акционером, а государство — миноритарным. Поэтому, если к ним будет применен принцип drag-along, то в случае продажи своих долей ДТЭК, государство будет вынуждено продать их по той же цене. То есть, если ДТЭК продаст свои 75% за 750 грн, то государство будет обязано продать свои 25% за 250 грн, даже если ему хочется выручить намного больше.
Впрочем, исходя из контекста заявления, Демчишин имел в виду, скорее, обратную схему, когда при покупке неким гипотетическим инвестором государственной (в данном случае миноритарной) доли компаний, тот имел бы право выкупить по той же цене и мажоритарную долю ДТЭК. Причины подобного заявления Демчишина кроются в его давнем желании ослабить влияние на рынке электрогенерации компании ДТЭК, которую министр считает монополией.
"Ключевая проблема в том, что в ДТЭК весь заработок именно на угле — там, где у компании фактическая монополия. Где легко эти деньги спрятать. В некоторых странах — монополиям предписывают продать часть активов, в других странах — определяют уровень доходности, — считает министр. — В течение последних шести месяцев мы обсуждали видение стратегии развития отрасли и роль ДТЭК в этом. Более того, неоднократно предлагали выбрать приоритетный вариант контроля монополии. Но они так не хотят. Они хотят, чтобы все было, как раньше: когда можно назначить лояльного министра и руководителя НКРЭ — а те принимали бы выгодные для компании решения".
Участвует в этом вопросе и Антимонопольный комитет Украины, который также давно пытается оценить, занимает ли ДТЭК монопольное положение. Выводы обещали опубликовать еще в ноябре прошлого года, но до сих пор АМКУ был обнародован лишь комментарий на этот счет, а не заключение.
Цель министра разукрупнить ДТЭК сама по себе вполне понятна. Ведь компания Ахметова занимает доминирующее положение как на угольном рынке, так и на рынке электроэнергии. В частности, в 2014 году на долю ДТЭК приходилось 30% рынка электроэнергии (это дает компании основания утверждать, что она не нарушает антимонопольное законодательство). Но Минэнергоугля и НКРЭКУ рассматривают тепловую энергогенерацию как отдельный сегмент. И в этом сегменте ДТЭК занимает около 70%. По мнению министра, доминирующее положение ДТЭКа позволяет достигать для себя нерыночных преференций как в вопросах тарифов на электроэнергию, так и в вопросах цен на уголь.
В то же время предложенная министром схема не поможет в разукрупнении ДТЭК по двум причинам: во-первых, она не соответствует законодательству, а во-вторых, пакеты акаций если кому-то и нужны, то только самой ДТЭК. Кроме того, Фонд госимущества уверяет, что не собирается выставлять пакеты на конкурс с сомнительными условиями продажи.
"Миноритарные и мажоритарные акционеры по украинскому законодательству должны находиться в прозрачных, понятных отношениях, исходя из потребностей бизнеса и рынка. Мы не можем навязывать им подобные обязательства, — пояснили в пресс-службе ФГИ. — Сейчас в Украине и в большинстве стран подобной практики нет, поэтому такая норма может принести больше рисков, чем реальной пользы".
Сомневаются в возможности реализации госпакетов энергокомпаний по предложенному министром принципу drag-along и аналитики. "Уверен, что министр, как бывший директор отдела инвестиционной компании, должен знать, что этот термин относится к совершенно другой ситуации, — считает руководитель Центра исследований энергетики Александр Харченко. — Понимаю, что министр продолжает войну с ДТЭК. Но снова и снова эта война вредит стране в глазах иностранных инвесторов. Если приватизация предприятий ДТЭК была незаконна — надо проводить это решение через суд и продавать предприятия заново, уже все 100 процентов собственности по максимальной цене стратегическому инвестору".
Однако даже если предположить, что схему, предложенную министром, попытаются реализовать в частном случае с ДТЭК, компания ее оспорит. "Пока нет оснований говорить об ограничениях конкурса, — отметил менеджер по коммуникациям ДТЭК Антон Ковалишин. — Но если незаконными действиями будут нарушаться наши права и интересы — да, мы готовы их отстаивать, как любой ответственный собственник и серьезный инвестор".
Нереальность предложенной Демчишиным схемы разукрупнения понимают даже в самом Минэнергоугля. "Сейчас проведение конкурса на условиях по принципу drag-along не предусмотрено действующим законодательством Украины, как и сказано в комментарии Владимира Демчишина", — пояснили в пресс-службе Минэнергоугля.
Покупателей нет
Возможно, цель заявления Демчишина — стимулировать к участию в конкурсе хотя бы сам ДТЭК. Ведь пока потенциальных участников конкурса не смогли назвать ни в Фонде госимущества, ни в Минэнерго.
Отсутствие покупателей на госпакеты этих предприятий не удивительно, ведь приобретать миноритарный пакет, когда мажоритарным владеет олигарх, не слишком привлекательно. Миноритарий не получит даже видимости влияния на принятие решений и вряд ли дождется дивидендов.
"Такой подход стимулировал бы ДТЭК участвовать в конкурсах, — поясняет аналитик Concorde Capital Александр Паращий. — Чисто математически, внешнему инвестору не может быть выгодно "перебивать" ДТЭК на конкурсе. Мажоритарию компания в любом случае будет стоить меньше. Единственная возможная польза от такой инициативы — она заставит ДТЭК участвовать в конкурсе".
На данный момент существуют три потенциальные возможности реализации государственных активов в этих энергокомпаниях. Это их продажа мажоритарному акционеру (ДТЭК), продажа стороннему стратегическому инвестору или недружественное поглощение.
ДТЭК пакеты нужны лишь для доведения доли до 100%, никаких других особых преимуществ их покупка не даст. Ведь объективно эти энергопредприятия давно уже не являются самостоятельными, а лишь элементами холдинга. Они интегрированы от закупки топлива, производства, доставки до продажи потребителям. Их менеджмент — также часть единой вертикали. Увеличить контроль еще больше просто невозможно. "Единственный путь привести к нормальной продаже — привлечь мажоритарного собственника. Вряд ли сам мажоритарный владелец захочет выкупать эти пакеты", — считает Харченко.
С другой стороны, на цену, которую может выложить за госдоли энергокомпаний ДТЭК, негативно повлияет сложное финансовое состояние компании.
"ДТЭК сейчас находится в довольно затруднительном положении. В 2016 году компании надо погасить $1,1 млрд кредита. Сейчас идут переговоры о реструктуризации с банками. И, скорее всего, скоро начнутся с держателями евробондов, — считает эксперт Dragon Capital Денис Саква. — В такое время вложить серьезные средства в покупку миноритарных пакетов компания себе вряд ли позволит".
В условиях отсутствия других покупателей ДТЭК, скорее всего, попытается выторговать выгодные для себя условия. "ДТЭК может купить их в обмен на какие-то уступки от власти. Более высокие тарифы, повышение уровня оплаты с Энергорынка и так далее. Те же самые требования и гарантии будут предъявлять и потенциальные внешние инвесторы", — считает Паращий.
Впрочем, по мнению специалистов, сторонних стратегических инвесторов на госдоли ПАО "ДТЭК Днепрэнерго", ПАО "ДТЭК Западэнерго" и ПАО "Киевэнерго" будет найти не просто. Однако если они все-таки появятся, в ДТЭКе спокойно относятся к их возможному приходу. "Если объект государственной приватизации приобретем не мы, а другие инвесторы — в этом нет ничего плохого. Будем совместно работать над развитием предприятия", — говорит Антон Ковалишин. Пока же наиболее вероятный итог "большой приватизации" — акции купит сама ДТЭК по формуле "стартовая цена + 1 гривна".