Государственная фискальная служба оценила количество мобильных телефонов и планшетов, ввезенных в Украину нелегально, в 18% и 30% от общего объема рынков соответственно. Эксперты отмечают, что благодаря сотрудничеству государства и представителей бизнеса за последнее время удалось снизить объемы «серых» и «черных» поставок. Вместе с тем, остался и ряд нерешенных вопросов, которые также могут способствовать выведению поставок «из тени».
Сегодня Государственная фискальная служба (ГФС) отчиталась по вопросу уменьшения нелегального импорта мобильной техники и электроники. По словам Анатолия Макаренко ‒ заместителя главы ГФС, курирующего таможенное направление, с июня его ведомство активизировало работу в этом направлении, и с тех пор ему удалось добиться увеличения объема легально ввезенных мобильных телефонов до уровня 6,5 млн единиц с начала года. «Я поставил себе амбициозную цель ‒ полностью вывести этот рынок из тени. Сейчас мы совместно с налоговой милицией проводим рейды по торговым точкам электроники и достигли с продавцами понимания – не выкладывать на полки нелегальный товар»,‒ отметил господин Макаренко.
Как сообщили А’ в пресс-службе таможни, за 11 месяцев 2014 года в страну было ввезено мобильных телефонов на сумму порядка 4,47 млрд грн, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, сумма уплаченных таможенных платежей также превысила показатель прошлого года на 10%, достигнув 893,2 млн грн. «По результатам сопоставления данных продаж мобильных телефонов с данными таможенных оформлений можно оценить объемы ввоза по так называемым “серым” и “черным” схемам на уровне 9-18% от общего объема реализованных товаров»,‒ рассказали А’ в пресс-службе. Однако такая методика подсчета имеет ряд предостережений (временной промежуток между импортом и реализацией, разные механизмы оценки для различных брендов продукции и т.д.). Кроме того, в пресс-службе таможни отметили, что объем нелегального ввоза планшетов предположительно превышает 30% от общего объема реализации. «При этом, из-за менее точной оценки рынка и отсутствия уникального кода продукта гораздо сложнее оценить согласно товарной номенклатуре количество планшетов, ввезенных по “серым” и “черным” схемам»,‒ добавили в пресс-службе.
ГФС заказала данные о продажах мобильной техники у компании GfK Ukraine. По словам заместителя начальника отдела ритейла и технологий GfK Ukraine Андрея Осадчего, ГФС заказала у них только исследование продаж в Украине в целом. «Наше исследование не разделяет “серые” и “белые” продажи электроники. У фискальной службы есть данные по легальному импорту, которые они сверили с предоставленными исследованием, и эта разница фактически определила объем нелегального импорта»,‒ рассказал господин Осадчий.
По словам директора департамента розничных продаж IT компании MTI Михаила Ватаха, для фирменных магазинов крупных производителей техники ‒ таких как Samsung и Lenovo ‒ влияние «серого» импорта несущественно. «Покупатель понимает, что имеет дело с официальным представителем вендоров со всеми дополнительными преимуществами при покупке. И национальные сети давно отказались от таких товаров из-за опасности лишиться официальных контактов, а также из-за внимания со стороны контролирующих органов»,‒ рассказал он. Кроме того, он отметил, что большинство нелегальной продукции относится к ассортименту мелких продавцов и небольших интернет-магазинов.
Топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей отмечает, что за последнее время количество нелегальной электроники удалось существенно снизить за счет совместных действий государства и ритейлеров. «Все процессы, которые сейчас проходят в этом сегменте госсектора, ведут к тому, что доля “неофициальной” продукции на рынке уменьшается на глазах. Если так будет продолжаться и дальше, то, вероятно, вскоре удастся достигнуть и европейского уровня»,‒ отмечает источник А’. По его словам, в странах с развитой регуляторной политикой удается достигать показателей импорта «серых» товаров на уровне 3-5% от объема рынка. «Подобных успехов, при большой удаче, в Украине можно добиться в течение полугода-года»,‒ считает эксперт.
Кроме того, по словам собеседника А’, этому может способствовать и снижение налоговой нагрузки на ритейлеров. «Хотя, с другой стороны, этого нам вряд ли удастся добиться. Сейчас мы, по большому счету, платим только НДС, и надеемся на его снижение, но пока что, насколько мне известно, этот вопрос на повестке дня не стоит»,‒ добавил источник.
Глава правления компании Dia West Анатолий Балюк также считает, что одной из основных проблем налогообложения розничных сетей является налог на добавленную стоимость. «Закон об НДС у нас фактически перевернут с ног на голову. С украинских сетей он взымается при импорте товара, в то время как в Европе его платят уже с купленного товара»,‒ отмечает господин Балюк. По его словам, такая система налогообложения не позволяет снизить цену товара и сделать его привлекательнее по сравнению с контрабандным, однако делает нелегальный ввоз бессмысленным. «Зачем платить взятки и ввозить товар без уплаты НДС, если ты и так должен будешь его уплатить после реализации?» ‒ добавляет глава правления Dia West. Кроме того, по его словам, при такой схеме проще осуществлять контроль оборота товара.
Впрочем, ритейлерам пока не удается добиться от государства встречной реакции по вопросам налогообложения. «На прошлой неделе представители компаний провели встречу с заместителем главы Администрации президента Дмитрием Шимкивым, но никакого энтузиазма по этому вопросу он не проявил»,‒ констатирует Анатолий Балюк.