Начиная с сегодняшнего дня, дочерняя компания российского железнодорожного монополиста – «Федеральная пассажирская компания» – отменяет рейсы поездов, следующие через территорию Украины. Российские железнодорожники называют причиной закрытия этих маршрутов их невысокую рентабельность. В свою очередь эксперты уверены, что «Укрзализныця» сможет воспользоваться уходом конкурента для того, чтобы увеличить доходы. Однако принятое в Москве решение несет и ряд рисков для украинской стороны.
Сегодня российская «Федеральная пассажирская компания» (ФПС, дочерняя структура железнодорожного монополиста «Российские железные дороги») отменяет поезда, чьи маршруты следовали через территорию Украины. ФПС больше не будет возить пассажиров по направлениям «Москва–Киев», «Москва–Одесса», «Москва–София» и «Москва–Будапешт». Российские железнодорожники объяснили это решение низкой рентабельностью маршрутов. По этой же причине РФ отказывается от железнодорожных направлений, связывающих Россию с Азербайджаном, Казахстаном и Таджикистаном. После заявления ФПС о прекращении курсирования своих поездов «Укрзализныця» объявила о том, что прекращать железнодорожное сообщение с Россией не будет.
В начале ноября президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин в интервью «Газета.ру» заявил, что из-за политического кризиса железнодорожный пассажиропоток между Россией и Украиной с начала года упал на 60%. «Перевозки пассажиров в Украину составляли существенную часть доходов от всех пассажирских перевозок. К сожалению, ситуация самым негативным образом сказалась на всей экономике ФПС»,– заявил господин Якунин. В Украине также отмечают падение пассажиропотока, но цифры называют другие. Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзализныця» по итогам 11 месяцев зафиксировала снижение объема пассажирских перевозок на 40%.
Согласно плану «Укрзализныци» на зимний период, между Украиной и Россией продолжат курсировать 19 поездов, формировать которые будет украинская сторона. При этом два поезда будут связывать оккупированную Россией Автономную Республику Крым и Москву. На маршруте «Киев–Москва» поезда будут курсировать через день (до ухода РЖД они ходили ежедневно). «Мы работаем в рамках закона Украины о железнодорожном транспорте и продолжаем обеспечивать железнодорожные перевозки пассажиров, в том числе и в Россию»,– заявил A’ исполняющий обязанности генерального директора «Укрзализныци» Максим Бланк. По его словам, запрет выполнять украинским железнодорожникам эти рейсы мог бы вынести Совет национальной безопасности и обороны, однако никаких свидетельств обсуждения таких инициатив нет.
Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк отмечает, что на сегодняшний день пассажиропоток между Украиной и Россией фактически достиг дна и, как следствие, снижаться уже не будет. «Выполнение маршрута «Киев–Москва» будет однозначно интересно для "Укрзализныци" из-за большого спроса на билеты в вагоны класса СВ, у которых достаточно высокая маржинальность»,– говорит господин Вовк. Отметим, что стоимость билета в один конец составляет 3753 грн. При этом пассажиропоток с поездов по транзитным направлениям из Москвы в европейские страны будет практически потерян для «Укрзализныци». «Тенденция потери интереса к международным поездам в пользу авиационного сообщения является мировой, и я не думаю, что здесь что-то сможет измениться»,– заявил A’ Сергей Вовк.
Координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра внедрения экономических реформ Александр Кава придерживается схожего мнения – пассажиропоток поезда «Москва–Киев» и частично «Москва–Одесса» теперь перейдет к украинским железнодорожникам. «О кардинальных улучшениях финансовых показателей вследствие этого я бы не говорил. Но небольшой рост это, конечно, даст»,– считает господин Кава. По его словам, международные поезда практически всегда являются прибыльными, так как стоимость билета на них регулируется межправительственными договорами и всегда фиксируется в швейцарских франках. «Ожидать повышения тарифов на украинско-российских маршрутах я бы в ближайшее время не стал, поскольку это является в большей степени политическим вопросом»,– говорит Александр Кава.