RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Бизнес

Кабмин Яценюка нанес новый удар по украинскому бизнесу

"Укрзализныця" повысила тарифы на грузовые железнодорожные перевозки

"Укрзализныця" повысила тарифы на грузовые железнодорожные перевозки В Кабмине считают, что повышение грузового тарифа позволит провести ремонты и модернизацию подвижного состава Фото: Владислав Содель

На этой неделе Кабинет министров утвердил финансовый план ПАО "Укрзализныця". В предложенной Кабмину версии фигурировал сначала 15-процентный рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, который в ходе заседания превратился в 10-процентный. Однако в Мининфраструктуры рады и этому – говорят, что рост тарифов позволит провести ремонты и модернизацию подвижного состава. Грузовладельцы считают рост тарифов необоснованным и пеняют на прошлогодний опыт повышения стоимости грузоперевозок на 30%, полученные от которого средства никак не сказались на улучшении качества услуг "Укрзализныци".

Кабинет министров Украины на своем заседании 2 марта утвердил финансовый план ПАО "Укрзализныця". К рассмотрению предлагался вариант документа, в котором было заложено повышение тарифов на грузоперевозки на 15%. Однако в ходе бурной дискуссии между руководством "Укрзализныци" и Мининфраструктуры с одной стороны и Государственной регуляторной службы (ГРС) с другой, был утверждено компромиссное решение с более низкими цифрами.

Глава ГРС Ксения Ляпина отметила, что после консультаций с бизнесом ее ведомство готово согласовать повышение грузовых тарифов только на 10%. В свою очередь, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский вынужден был заявить, что готов с этим согласиться, поскольку министерству жизненно необходимо начинать тендерные и инвестиционные процедуры.

Интересно, что в ходе заседания и.о. главы "Укрзализныци" Александр Завгородний отметил, что повышение тарифов предполагается отложить для угля и низкомаржинальных грузов. В результате правительство приняло решение согласовать финплан "Укрзализныци" со среднегодовым повышением грузового тарифа на 10%, поручив при этом документ доработать и согласовать его со всеми заинтересованными ведомствами. Комментируя решение Кабмина, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил, что это "важное событие не только для "Укрзализныци" но и для экономики страны в целом". Ранее он отмечал, что повышение грузового тарифа позволит провести ремонты и модернизацию подвижного состава.

Изначально Мининфраструктуры размахнулось на 30-процентное повышение. В конце прошлого года оно объявило о запланированном двухэтапном росте грузовых железнодорожных тарифов на 15% - с 1 января и с 1 июля, соответственно. Позже 1-й этап повышения перенесли на март, в связи с протестами грузовладельцев и возражениями других ведомств. А второй этап и вовсе отложили, как отметил министр экономразвития и торговли Айварас Абромавичус, "до более детального анализа последствий".

Следует также отметить, что в прошлом году бизнес уже пережил серьезное повышение, в феврале 2015 года стоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом выросла на 30%.

Рост тарифов на грузовые перевозки ж/д транспортом – тема постоянного конфликта между Мининфраструктуры и "Укрзализныцей" с одной стороны и грузовладельцами с другой. Каждая из сторон отстаивает свои аргументы. Железнодорожники говорят, что им нужны деньги на модернизацию, а бизнес – что с ростом тарифом "Укрзализныця" может просто остаться без заказчиков.

Модернизационные аргументы "Укрзализныци"

"Укрзализныця" объясняет необходимость повышения тарифов тем, что темпы роста цен на продукцию для железнодорожников (топливо, стройматериалы, металл, подвижной состав и пр.), и уровень инфляции значительно опережают темпы роста тарифов на грузоперевозки. Таким образом, создается диспропорция между ценами на продукцию и грузовым тарифом. В "Укрзализныце" отмечают, что повышение тарифов пойдет на пользу самим грузовладельцам, поскольку вырастет качество их обслуживания. Но достичь этого без инвестиций в модернизацию невозможно.

Состояние активов "Укрзалиныци" плачевное. Капитального ремонта требуют 5,6 тыс. км путей. Изношенность подвижного состава достигает 90%. Колоссально устарел парк локомотивов. Средний возраст магистральных тепловозов — около 30 лет, а электровозов — около 40 лет.

Как отмечает министр инфраструктуры, благодаря росту тарифов в 2016 году, около 10 млрд грн будут направлены на капитальные инвестиции. "Половина этой суммы – на обновление подвижного состава: приобретение нового и ремонт старого", - подчеркивает Андрей Пивоварский. Вторая же половина пойдет на капитальное строительство - реконструкцию путей, электрификацию 3-х направлений, строительство Бескидского тоннеля в Карпатах, а также участка железной дороги Черноморская — Береговая.

Бизнес против

Основные противники роста тарифов - производители низкомаржинальных грузов. То есть тех, отдельная единица которых стоит мало. Выигрывают такие производители за счет объема поставок. Речь идет о руде, угле, металлопродукции, удобрениях, стройматериалах, зерне. Все эти товары — первыми страдают от снижения мировых цен на сырье. Увеличение логистической составляющей в себестоимости угрожает сделать эти товары неконкурентоспособными. Поэтому отраслевые объединения металлургов, химиков, производителей цемента резко критикуют рост тарифов. 28 февраля, буквально за 3 дня до утверждения финплана "Укрзализныци", они направили обращение к премьер-министру Арсению Яценюку и в профильные ведомства с требованием не допустить удорожания грузоперевозок. Под обращением подписались "Металлургпром", Федерация металлургов Украины, Федерация работодателей горняков, Украинская ассоциация производителей ферросплавов, Союз химиков и ассоциацияпроизводителей цемента "Укрцемент".

По мнению промышленников, у "Укрзализныци" и так хватает денег, чтобы не только полностью компенсировать расходы железнодорожников по грузовому направлению деятельности, но и почти полностью профинансировать действительно убыточное пассажирское направление работы. При этом, считают подписанты обращения, государство опосредовано способствует внутренней неэффективности госмонополии за счет постоянного повышения грузовых тарифов вместо поиска внутренних резервов для оптимизации. А качество услуг "Укрзализныци" остается все таким же низким.

Еще одно возражение - промышленники не верят, что "Укрзализныця" действительно инвестирует дополнительные доходы. Ведь и перед предыдущим скачком тарифов обещали закупку вагонов, а на самом деле деньги просто "проели", потратив на увеличение социальных обязательств - рост зарплаты железнодорожников на 10% и выплату 13-й зарплаты в размере 50% годового оклада, утверждается в обращении.

Нужен ли мораторий

Фактически, грузовладельцы выступают за мораторий на повышение тарифов на период кризиса. Промышленники приводят в пример мировой, и в частности, российский опыт, когда "РЖД" получила возможность предоставлять до 25% скидки для привлечения новых клиентов.

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький уверен, что мораторий на повышение ж/д тарифов нужно вводить. "В противном случае, с учетом рекордно низких цен на ЖРС и металлопродукцию, ряд предприятий ГМК становится неконкурентоспособными. Отдельные предприятия существенно сократят объемы производства, некоторые вообще могут остановиться. Это в свою очередь негативно ударит и по самим железнодорожникам, которым ГМК сегодня обеспечивает около 60% грузооборота", — считает Беленький.

Результаты опроса в поддержку моратория на повышение тарифов "на период кризиса" Рис: Центр транспортных стратегий

Однако Мининфраструктуры категорически против подобных мораториев. "Это не первый кризис в Украине, но почему только "Укрзализныця" должна нести за них ответственность? - сказал Пивоварский. - Я хочу попросить бизнес также что то изменить в своей работе, оптимизировать затраты, пересмотреть логистические цепочки и так далее".

Центр транспортных стратегий (ЦТС) совместно с консалтинговой компанией "Делойт" в феврале 2016-го провел опрос среди грузоотправителей, транспортных компаний и других игроков рынка с целью изучения проблемы.Интересно, что 75% опрошенных международных финансовых организаций (МФК, ЕБРР, Еврорпейский инвестиционный банк, Мировой банк) также выступают против моратория. Их логика понятна: западные доноры последовательны в рекомендациях. Одна из которых — отмена скрытого субсидирования частного бизнеса путем переноса расходов на государственные компании.

Справедливые тарифы

Какими должны быть справедливые цены на грузовые железнодорожные перевозки и как их индексировать — вопрос чрезвычайно сложный.

Мнения опрошенных ЦТС резко разделились. Так, 40% грузоотправителей считают, что индексация тарифов должна быть привязана к ценам на основную перевозимую продукцию. Но при этом 100% МФО привязывают тарифы исключительно к индексу цен производителей. А большинство ж/д операторов (71%) считает необходимым индексировать тарифы в соответствии с темпами инфляции

Результаты опроса о механизме формирования цен Рис: Центр транспортных стратегий

Теоретически, справедливые тарифы должен устанавливать независимый регулятор - Нацкомиссия по регулированию ж/д тарифов. Законопроект о создании такого органа давно пылится в Верховной Раде. Причины его медленного прохождения в парламенте скорее политические: отраслевые группы стремятся сделать независимый орган зависимым, но от себя.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет