RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Бизнес
Мнение

Не такой уж и лоукост: что не так с Ryanair

Украина наконец договорилась с известной авиакомпанией

Украина наконец договорилась с известной авиакомпанией Ryanair вскоре появится в Украине Фото: Ryanair / Facebook

Украинских путешественников поспешили обрадовать: Украина станет 34-й страной в сети Ryanair. Ирландская авиакомпания, один из самых популярных в мире лоукостов, запускает первые рейсы из Киева уже с октября. Из столичного аэропорта Борисполь можно будет добраться до Эйндховена, Лондона, Манчестера и Стокгольма. Также маршруты в Берлин, Краков, Вроцлав, Будапешт, Лондон, Эйндховен и Меммингем запустят из Львова. Стоимость билетов составит от 19,99 евро. Как заявлял министр инфраструктуры Владимир Омелян, переговоры с Ryanair о приходе в Украину длились не один год. О том, что значит приход известного лоукостера на украинский рынок и претерпит ли он изменений, "Апострофу" рассказывает авиаэксперт Вячеслав Коновалов.

Не так уж и дешево

Ryanair – знаковая компания, икона лоукост-рынка, на которую все ориентируются. Если ты с этой компанией договорился, то это сигнал и для остальных – можно заходить на рынок. С этой компанией пытались договориться на протяжении последних 10 лет, каждый новый украинский министр хотел это сделать и каждый демонстрировал достижения.

Ryanair – это очень непростая и очень капризная в переговорах компания, поэтому для меня сейчас загадка, на каких условиях она сюда заходит. Ведь когда они заходят куда-то, то требуют очень больших скидок и определенных дотаций – своего рода взяток. Мотивируют это так: мы – авиакомпания высокой величины, мы – маркер, вы на нас сейчас будете зарабатывать, потому что за нами придет целая толпа других перевозчиков. И с другой стороны – они перевозят много пассажиров, так что это нужно компенсировать.

Сейчас на рынке многие компании не то, что зарабатывают, а занимаются вымогательством. Например, в Турции и Египте после ухода России серьезный кризис. Соответственно, с 2015 года и Турция и Египет спонсируют авиакомпании, чтобы они летали в эти страны. С каждого пассажира авиакомпании выходит около 30-50 долларов дотации. Так работает и Ryanair, хотя размер дотации не разглашает. Но существует еще целый ряд условий. Например, заставляют магазины тоже им доплачивать, ведь им же везут новых клиентов.

Если подсчитать эти все дотации, то тариф Ryanair – не такой уж и низкий. Если считать багаж, регистрацию, какие-то штрафы, то уже набегает под 100 долларов, а дальше еще доплата за наземный переезд приблизительно в такую же стоимость. И прилетает Ryanair не в самое удобное время, в этот период там находится не самый удобный перевозчик, только с определенными тарифами на автобус, например, или на прокат автомобиля, поэтому это не всегда так дешево, как может показаться. В Украине эта компания приходит в "тепличные" условия. Пока непонятно, на каких условиях будут они работать, поэтому сейчас международные авиалинии Украины и встали на дыбы, мол, если так, то давайте и нам какие-то тогда льготы и преференции.

Последние два года после начала войны украинский авиарынок потихоньку выкарабкивается. Если в прошлом году была тенденция 15-25% роста, то начиная с декабря рост уже порядка 30-35% и даже 40% в зависимости от направления. Нам помогла Россия. Дело в том, что в 2015 году Путин сошел с ума и "закрыл" Египет и Турцию для россиян. Поэтому Турция и Египет пытаются что-то хоть как-то компенсировать, дают очень большие скидки на проживание, пакеты дешевеют. А кроме того, это дотация авиабилетов, то есть в зависимости от перевозчика, от того, насколько он интенсивно летает, доплачивают где-то 30-40, а иногда и 50 долларов с каждого пассажира. Сейчас можно свободно найти билеты на двоих в Египет за 400 долларов. Естественно, наши летают. Египет как-то пытается договориться с Россией, но там идет какая-то подковерная игра, они пытаются какую-то геополитику туда пришить. Чем дольше они будут торговаться, тем лучше для Украины. Потому что египтяне будут держать низкие цены.

Как исправить ситуацию на рынке

Пока министр занимается популизмом, ничего не будет решено. Лет 5-7 лет назад авиакомпании создали список из 20 пунктов задач, которые нужно решить на внутреннем рынке. Там были пункты, выполнение которых сразу бы улучшило ситуацию на рынке. Например, если бы улучшилась экономическая ситуация, то это бы привлекало перевозчиков заходить на рынок. Еще есть такая штука, как НДС на внутренних рынках. У нас до сих пор на внутреннем есть рынке НДС, на внешнем – нет. Кроме того, авиатопливо. В зависимости от авиасудна в себестоимости перелета стоимость авиатоплива составляет от 50 до 60%. Чем дороже топливо, тем менее привлекателен наш рынок. Проблема в том, что на нашем внутреннем рынке цены на топливо, на авиакеросин в среднем на 20-30% дороже, чем в Европе. Пока мы на внутреннем авиарынке не разберемся с этими монополиями по авиаперевозке, заправке, ничего не решится. А ведь это только два примера, которые можно было исправить и уже этим решить ситуацию. Не хотят пока этого решать, потому что это серьезные деньги.

Авиация – штука, где рентабельность в 5% - уже круто. Какой дурак сюда зайдет под рентабельность в 5%? А почему? Потому что авиация создает миллиардную генерацию, вокруг которой крутятся суперрентабельные бизнесы – как авиазаправки, туризм и так далее. В этом вся шутка. Почему-то авиация создает этот бизнес всем, но никто не пытается помочь авиации, чтобы она еще шире генерировала эти потоки?

К нам на рынок постоянно кто-то заходит: пытаются запускать рейсы, делают промо-тарифы. Но надо понимать, что первый год ты всегда в убытках и поэтому специально генерируешь этот поток и пытаешься завлечь пассажиров, чтобы они к тебе привыкли. А дальше уже начинаешь зарабатывать. Когда к нам заходил Wizz Air, то тогда же были смешные цены. Они сами признались, что первые три года они были в минусах и не знали, что делать. Нормально они себя почувствовали, когда закрыли внутренние перелеты в Украине. Потом был финансовый кризис, и государство не очень хотело входить в их положение. Авиакомпания полностью закрыла украинскую базу, оставив лишь венгерскую, которая сюда летает.

Отечественные перевозчики тоже стали лоукостерами. Не надо забывать, что МАУ не выделило в отдельную программу, но все же создало это направление и серьезно пытается конкурировать с другими лоукостами. У нас доступа к дешевым финансам нет, в отличии от других стран. С дешевыми кредитами проблема.

Когда Ryanair зайдет на украинский рынок, надо полностью выяснить условия, тогда можно будет прогнозировать. Наверняка зайдут с красивыми тарифами в 20-30 долларов, не больше. Обычно первые полгода наблюдаются смешные цены, но не надо забывать, что у нас с Европой нет "открытого неба". В любом случае, даже если предположить, что мы заключим этот договор в том виде, в котором "открытое небо" работает в Европе, у нас оно так работать не будет.

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет