RU  UA  EN

суббота, 21 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бизнес
Мнение

"Укрзализныця" увеличивает закупку электроэнергии у компании из орбиты Рината Ахметова

ООО "Энерго сбыт транс" начинает работать в пользу "ДТЭК", а не АО "Украинская железная дорога"

ООО "Энерго сбыт транс" начинает работать в пользу "ДТЭК", а не АО "Украинская железная дорога" Фото:

Компания ООО "Энерго сбыт транс" – поставщик электроэнергии для АО "Укрзализныця". Компания была создана на требование ЗУ "О рынке электрической энергии". Долгое время ее бенефициаром была сама "Укрзализниця", однако в начале 2021 года в пределах норм, предусмотренных законом, владельцем компании стало ООО "Сбыт энерджи ЛТД", владелец которого та же "Укрзализниця". Как поставщик электроэнергии для АО "Укрзализныця", компания осталась под опосредованным влиянием национального перевозчика, который впоследствии превратился в "решающего", о чем пойдет речь позже.

За последний период с лета 2021 года "Энерго сбыт транс" удалось наладить поставки электроэнергии для нужд АО "Укрзализныця" по выгодной цене. Так, летом премьер-министр Украины и министр инфраструктуры запустили процесс, позволивший закупить электроэнергию для национального перевозчика по выгодной цене, на период до конца 2022 года, у крупнейшего, государственного непосредственного производителя – НАЭК "Энергоатом".

Одновременно с организацией, подготовкой и проведением выгодного для "Укрзализныци" аукциона, в компании в третий раз за год сменилось руководство. 9 августа 2021 наблюдательный совет АО "Укрзализныця" согласовал назначение на должность и.о. председателя правления Александра Камышина, который в 2012-2019 годах работал менеджером по инвестициям в SCM Рината Ахметова и входил в наблюдательный совет стивидорной (портовой) компании Ахметова Portinvest. В состав правления также вошли другие люди, имеющие отношение к компаниям Рината Ахметова. Такие, как, например, Евгений Лященко в 2012-2019 годах работал директором ООО "Медиа группа Украина". Хочется напомнить, что телеканалы этой группы сейчас являются одними из основных рупоров оппозиции к власти.

Вскоре после смены топ-менеджмента "Укрзализныци", также произошли смены руководства в ООО "Энерго сбыт транс" и ООО "Сбыт энерджи ЛТД". Вместо Руслана Чайковского директором ООО "Энерго сбыт транс" стал Арсен Волощенюк, а директором ООО "Сбыт энерджи ЛТД" стал Алексей Статник. Позже Статник сменил Волощенюка в должности директора ООО "Энерго сбыт транс" - причина таких кадровых манипуляций не известна. И.о. директора "Сбыт энерджи ЛТД" стал Шелудько Андрей Валерьевич. Он, как и Статник, имеет отношение к Службе безопасности Украины.

Волощенюк и Статник – это люди, которые попали на должности не с улицы и не случайно. Раньше они хоть и работали в "конкурирующей" с ДТЭК компании - НАЭК "Энергоатом", однако потенциально могут быть причастны к злоупотреблениям в пользу ДТЭК.

Как упоминалось в СМИ ранее, за период с сентября по декабрь 2020 года, когда Статник работал и.о. директора "Энергоатом-Трейдинг", компании из орбиты Рината Ахметова начали выигрывать удивительно выгодные для них аукционы, потенциально принесшие государству убытки на сумму 800 млн. гривен.

После назначения на должность, по протекции Лященко, Статник принялся за привычное дело – организацию наиболее выгодных сделок и условий для ДТЭК.

Двухсторонний договор на поставку электроэнергии между "Энергоатомом" и "Энерго сбыт транс", несмотря на всю выгоду договора, не покрывает все нужды "Укрзализныци" на все 100%.

Потребление электроэнергии невозможно спрогнозировать полностью, так как оно зависит от разной нагрузки промышленных мощностей, погодных условий, чрезвычайных ситуаций. К тому же существует сезонное, периодическое увеличение потребления в зимний период. Поэтому, в среднем можно констатировать, что договор с "Энергоатомом" покрывает не всю потребность "Укрзализници" - остальные закупаются на рынке.

После смены руководства, по инсайдерской информации, новый менеджмент ООО "Энерго сбыт транс" закупает необходимый, дополнительный объем электроэнергии на рынке у одного поставщика.

Ранее компания "Энерго сбыт транс" выходя на рынок, для покрытия необходимых объемов, диверсифицировала поставщиков оставшихся необходимых объемов электроэнергии, выкупая ее у разных поставщиков, для надежности и гарантии обеспечения. Теперь же вся закупка электроэнергии отошла к… компании "Д.Трейдинг".

Компания "Д.Трейдинг" основана в 2019 году, как и "Энерго сбыт транс", по требованию законодательства, о разделении функций генерации/потребления и реализации энергоресурсов.

"Д.Трейдинг" входит в группу компаний "С.К.М.", расположенную в бизнес-центре "101 Tower" в Киеве, где находится центральный офис "ДТЭК" и других "дочерних" компаний. Конечным владельцем которых является Ринат Ахметов.

Средний объем закупаемой "Энерго сбыт транс" электроэнергии в "Д.Трейдинг" на данный момент составляет примерно 70 млн./кВт.ч. на месяц. В денежном эквиваленте это примерно 175 млн. гривен без НДС, или же более 210 млн. грн. с НДС.

При этом стоимость закупки осуществляется по цене РДН на данный момент, а не по устоявшемуся двустороннему договору, по более дешевой цене.

Пикантности ситуации добавляет то, что данный объем, который закупает "Энерго сбыт транс", был закуплен "Д.Трейдингом" у "Гарантированного покупателя" еще летом, по долгосрочному двустороннему договору, по гораздо более низкой цене.

Вдобавок к этому новое руководство "Энерго сбыт транс" вернулось к практике наращивания невыгодных для компании и национального перевозчика, авансовых выплат.

Так, только в конце ноября и начале декабря были согласованы авансовые выплаты для "Д.Трейдинг" на сумму 12 млн. гривен. Общие объемы авансирования могут быть значительно больше. По инсайдерской информации, указания осуществить предоплату даются в устной форме, с игнорированием прямой вертикали и установившегося порядка, во избежание ответственности, в случае потенциального уголовного производства, по растрате средств.

Законы физики говорят о том, что если где-то прибывает, то где-то должно убывать. Соответственно, за счет авансовых предоплат для "Д.Трейдинг", "Энергосбыт транс" начинает накапливать долги перед НЭК "УКРЭНЕРГО" по тарифу за передачу электрической энергии.

Ухудшение платежного баланса на счетах "Энерго сбыт транс", не выполнение собственных обязательств, и "дефолтное" состояние компании является прямым основанием для расторжения максимально выгодного для "Укрзализници" договора, по закупке электроэнергии у НАЭК "Энергоатом".

С высокой степенью вероятности можно предполагать, что нынешнее руководство ООО "Энерго сбыт транс", назначенное по протекции члена правления Лященко, занимается сознательным доведением компании до дефолта, что приведет к расторжению договора. В таком случае "Укрзализниця" без электроэнергии не останется, но можно предположить, что поставлять ее будут уже компании с орбиты ДТЭК и по значительно более высокой цене.

По инсайдерской информации, вся "железнодорожная вертикаль", причастная к данной схеме, от члена правления Лященко до директоров "Энерго сбыт транс" и "Сбыт энерджи ЛТД", получает указания от одного из так называемых "бэк-офисов" УЗ, что располагается в бизнес-центре "101 Tower", в том же месте, где располагают офисы структуры Рината Ахметова "С.К.М." и "ДТЭК". Координатором этой схемы от "бэк-офиса" является Нестеренко Юрий.

В завершение следует сказать, что президент Зеленский всегда активно интересовался инфраструктурной темой и "Укрзализныцей" в частности. С одной стороны, президент летом инициировал создание центра для преодоления кризиса в "УЗ", а с другой стороны, отрасль стоит на пороге своего "Большого строительства". В то же время, в отрасли активно начинают занимать ключевые должности лица, являющегося выходцами из менеджмента компании Рината Ахметова, который сейчас стал основным оппозиционером власти, со стороны бизнеса. Данные люди начинают внедрять действия, приводящие к нарушению конкуренции и дополнительным заработкам компании "Д.Трейдинг" из группы "С.К.М.". Так, реальна ли "война" между президентом Зеленским и Ринатом Ахметовым?

Читайте также

Мобилизация водителей: ждет ли Украину топливный кризис

Новый закон о мобилизации усложнит пересечение границы водителями, к чему это приведет