RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мнение

По следам Тимошенко: плюсы и минусы списания долгов Украины

Плюсы и минусы договора о реструктуризации внешнего долга Украины

Плюсы и минусы договора о реструктуризации внешнего долга Украины Украине необходимо сделать рывок в экономическом развитии чтобы выполнить все договоренности о реструктуризации внешнего долга и рассчитаться с кредиторами Фото: flickr/401kcalculator

Результаты договоренностей Министерства финансов Украины с советом кредиторов о реструктуризации государственного долга вызвали большой резонанс. Оценки экспертов разнятся. Одни считают результат "перемогой" Украины, другие — победой кредиторов. Вместе с тем, однозначную оценку дать чрезвычайно сложно. При некотором раскладе эффект от реализации условий реструктуризации долга можно сравнить с эффектом контракта на закупку газа 2009 года, поскольку и в одном, и в другом случаях выгоды от договоренностей имеют временный и краткосрочный характер.

Договоренности, которых Украина достигла с кредиторами, состоят из двух основных блоков. Первый — списание долга и отсрочка платежей, второй — компенсация кредиторам потерь. Бесспорно, положительный эффект по этим двум моментам есть. Да, сумма списания могла быть и большей, чем $3,6 млрд. Да, правительство могло заявить о возможности введения моратория на выплаты не через два месяца безрезультатных переговоров, а раньше, чтобы подтолкнуть держателей бумаг к решению вопроса.

Однако, что сделано — то сделано. В итоге в результате переноса сроков выплаты долга с 2015-2023 годов на 2019-2027 годы, до 2019 года Украина не будет выплачивать основной долг в сумме почти $6,7 млрд, без учета выплаты $3 млрд по российскому долгу (см. таблицу). Придется платить лишь проценты по обслуживанию долга. Их размер до 2019 года за счет увеличения среднего процента с 7,22% до 7,75% несколько вырастет — с $4,2 до $ 4,6 млрд. Это признала недавно министр финансов Наталья Яресько.

Дата
Сумма
23.09.2015 $500 млн
13.10.2015 600 млн евро
20.12.2015
(российский кредит)
$3 млрд
17.06.2016 $1,25 млрд
21.11.2016 $1 млрд
24.07.2017 $2,6 млрд
14.11.2017 $700 млн
23.09.2020 $1,5 млрд
23.02.2021 $1,5 млрд
28.11.2022 $2,25 млрд
17.04.2023 $1,25 млрд

Таким образом, с $10,9 млрд общая сумма выплат сократилась более, чем в два раза. Это, безусловно, существенное облегчение для страны на ближайшие 4 года, учитывая, что денег на выплату всей суммы нет. Что же касается отсрочки платежей, то с 2019-го по 2027 год по ним придется выплачивать по $1,7 млрд ежегодно. В принципе, эта сумма не так уж велика.

Второй блок — компенсация кредиторам потерь в связи со списанием долга. Для этого будут выпущены новые бумаги без номинальной стоимости, и выплаты по ним, в случае роста экономики, могут начаться с 2021 года. Таким образом, Украина имеет 7 лет для того, чтобы сделать рывок в экономическом развитии.

После падения ВВП в 2014 году на 6,8% и при ожидаемом падении в текущем году до 10%, а возможно и больше, в ближайшее время теоретически ожидать роста можно, однако практически — оснований для этого пока нет. Украина потеряла 20% экономики, и в правительстве не видят, каким образом эти потери можно возместить. Бума инвестиций нет, объемы внешней торговли падают. Основная причина экономического ослабления — военная агрессия со стороны России, сохраняет свою актуальность. Международный валютный фонд, на оценки которого ориентируется украинское правительство, уже ухудшил прогноз падения ВВП по итогу текущего года почти вдвое — до 9%. На этом фоне его прогноз о росте экономики в следующем году на 2% можно считать достаточно оптимистическим и не окончательным. Хотя в IV квартале 2015 года и в І квартале 2016-го небольшой рост вполне возможен, но лишь благодаря низкой сравнительной базе аналогичных периодов прошлых лет. Для того, чтобы выйти даже на уровень 2013 года, ежегодно экономика должна расти минимум на 3%.

Сложно также поверить в то, что с 2021-го по 2040 годы не будет периодов существенного экономического подъема. Да, серьезный рост может длиться не 5-10 лет, однако более короткие периоды вполне возможны. Иначе, зачем тогда правительство рассказывает о неотвратимости реформ, если само не верит в результат? С 2021 года, согласно договоренностям с кредиторами, Украина может начать выплаты кредиторам по новым бумагам. Держатели ОВГЗ начнут получать 15% от суммы, превышающей рост ВВП на 3% (до 4%), если экономика будет развиваться более быстрыми темпами, то с каждого процента прироста после 4% придется платить еще 40%. До 2025 года размер платежа ограничится 1% ВВП. Затем всякие ограничения будут сняты. Аргументы правительства по поводу того, что через 10, а тем более 20 лет из-за девальвации как доллара, так и гривны, по покупательной способности $1 млрд, как и 1 млрд грн, станут существенно менее значимой суммой, абсолютно необоснованны. Так можно было бы рассуждать, если бы выплаты были зафиксированы в номинальных величинах. Однако поскольку речь идет о процентах, то размер выплат увеличивается в соответствии с девальвацией валюты. К примеру, если у нас есть торт весом в 1 кг, и мы пообещали ежегодно отдавать кому-то 100 гр от этого торта, то даже если мы начнем со временем выпекать торт в 2 или 3 кг, размер куска бы не поменялся. Но если мы фиксируем размер куска как 10%, то он должен увеличиться соответственно до 200 и 300 гр. То есть эффекта, о котором говорят в правительстве, нет.

Минфин смоделировал несколько вариантов развития ситуации, однако держит их в тайне. Известен лишь один: если рост ВВП с 2021 года будет на уровне 4%, то кредиторы за счет выплат процентов смогут вернуть списанную сумму в $3,6 млрд уже до 2033 года, а затем начнут получать чистую прибыль.

Фактически может возникнуть ситуация, когда эффект от реструктуризации госдолга может быть сравним с эффектом от контракта на закупку газа, который был заключен в 2009 году. Тогда документ тоже подписывали для решения проблемы в краткосрочной перспективе. На 2009 год скидку на цену газа и ослабление условий поставок удалось выбить. В последующие годы, если бы Юлия Тимошенко победила на выборах, льготные условия планировалось удерживать различными способами, вплоть до решения вопросов в суде. Однако Тимошенко проиграла, и ситуация стала развиваться по другому сценарию.

В случае с долгом, условием успеха является не победа отдельной персоны, а темпы развития экономики. Если рост ВВП будет небольшим, то минимальными, а возможно и нулевыми, будут долговые выплаты. Если же ситуация будет развиваться иначе и произойдет экономический всплеск, то половину прироста ВВП более 4% придется отдавать.

Интересно, какой тогда будет реакция премьера и главы Минфина. Вместе с тем, некоторые эксперты, которые публично критикуют результаты договоренностей с кредиторами, в частных беседах говорят, что будь они на месте министра финансов, к примеру, лет через 10, без проблем согласились бы отдать половину прироста ВВП. "Если рост ВВП будет большой, то нет ничего страшного в том, что часть надо будет отдать. Дай Бог, чтобы был такой рост, который позволит нам так сделать", — заявил в беседе с корреспондентом "Апострофа" один из экспертов.

Вместе с тем, на самом деле пока непонятно, будут ли договоренности с советом кредиторов реализованы окончательно и в полном объеме. Пока это лишь декларация о намерениях. Для юридического оформления условий реструктуризации Верховная рада должна принять соответствующий закон. Учитывая отсутствие единства коалиции, гарантировать принятие этого документа пока никто не может. Затем условия реструктуризации должны быть одобрены собственниками каждой из 13 серий облигаций. Тут полной гарантии тоже нет. Прежде всего, это касается выплат в сентябре и октябре ($500 млн и 600 млн евро — см табл.). Собственники этих бумаг, которые участвовали в переговорах с Украиной, владеют лишь четвертью пакета. Остальные 75% принадлежат другим кредиторам, и их согласия на реструктуризацию пока нет, а без него решение принято быть не может. Кто владеет основным пакетом — неизвестно. В правительстве не скрывают, что эти два выпуска достаточно рискованные. Однако все-таки надеются на положительный результат. Что будет в противном случае, и каким образом срыв реструктуризации по этим двум выпускам отразится на продолжении сотрудничества с Международным валютным фондом — пока не ясно. Глава МВФ Кристин Лагард, которая провела переговоры с президентом и премьером Украины 6 сентября, на брифинге не ответила на этот вопрос. Промолчал и Петр Порошенко.

Если реструктуризация по некоторым выпускам все же сорвется, то переговоры с кредиторами будут продолжены, однако им могут быть предложены худшие условия. Это касается и российского долга в $3 млрд. Господин Порошенко заявил, что Украина готова говорить с Россией о реструктуризации долга, но на условиях, которые будут не лучше, тех, о которых договорились с другими кредиторами. РФ, по его словам, должна определиться, или она с умными, и согласиться на реструктуризацию, или — с красивыми, и отказаться от предложения. При этом он не стал уточнять, к чему приведет выбор Москвой второго варианта. Вместе с тем, если Россия откажется от реструктуризации, то дефолт, которого так боится Украина, будет неизбежен. Правда, есть вариант, что долг РФ может быть признан не коммерческим, а суверенным долгом Украины. Решение этого вопроса лежит в плоскости переговоров с МВФ, и окончательный ответ, как расценивать долг, примет совет директоров фонда, отметила госпожа Лагард. Если долг будет признан суверенным, то для продолжения сотрудничества с МВФ его придется все же заплатить, возможно, даже за счет средств МВФ.

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции