RU  UA

вторник, 19 марта
  • НБУ:USD 39.80
  • НБУ:EUR 40.00
НБУ:USD  39.80

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Новая борьба за рынок США: почему решение Трампа не помогло Китаю

Ни Япония, ни Сингапур не станут игнорировать другие предложения по зоне свободной торговли в Восточной Азии, где основную роль играет Китай

Ни Япония, ни Сингапур не станут игнорировать другие предложения по зоне свободной торговли в Восточной Азии, где основную роль играет Китай Благодаря выходу США из ТПП Китай получил лидерство в этом регионе Фото: EPA/UPG

Политические лидеры во всем мире до сих пор пытаются просчитать все возможные варианты развития событий в связи с новой торговой политикой США. В Восточной Азии, несмотря на почти верную кончину Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП), некоторые из его представителей продолжают надеяться на сохранение соглашения. О последствиях краха ТТП и о возможном спасении соглашения рассказывают эксперты частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.

27 февраля представители 16 стран-членов Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), зоны свободной торговли, которая включает в себя большинство подписантов ТТП в Юго-Восточной Азии, проведут переговоры в японском Кобе. Благодаря это встрече Китай, пользуясь выходом США из ТТП, попытается укрепить свое позиции лидера экономического партнерства и в этом регионе. Учитывая то, что ВРЭП за время своего существования доказал свою эффективность в либерализации и гармонизации стандартов среди его участников. Кроме того, торговые требования и экологические стандарты ВРЭП мене строгие, чем те, которые были заложены в ТТП.

Однако аналитики отмечают, что крах ТТП не принесет очевидной выгоды Китаю. Поскольку большинство стран Юго-Восточной Азии не могут позволить себе такую роскошь, как выбор между Вашингтоном и Пекином.

Да и последствия краха ТТП не будут катастрофическими. В конце концов, сделка никогда не работала на практике. И реализация льгот в виде снижения тарифов, интеграции цепочек поставок и роста трансграничных инвестиций заняла бы достаточно много времени. Кроме того, требования к участникам этого договора оборачивались рисками для них, поскольку возникала необходимость реализовать спорные реформы в различных сферах, считают в Stratfor.

Конечно, есть еще шанс, хотя и весьма отдаленный, что ТТП как-то удастся выжить, если 11 оставшихся его членов договорятся о новой сделке. Но следует учесть, что переговоры по первоначальному соглашению заняли 5 лет. Утвердить новое соглашение будет куда сложнее.

В то же время участники ТТП изо всех сил пытаются приспособиться к нынешнему менее открытому миру. Некоторые страны не отказались от перспективы поддержания тесных отношений с Соединенными Штатами: например, Япония и Южная Корея (которая не является участником ТТП) быстро подстроились под новую повестку дня Трампа "Америка прежде всего" и пообещали инвестировать в инфраструктуру США и американское производство, смещая свои интересы в пользу Вашингтона.

Япония, которая расширяет оборонную связь с Вашингтоном, определяется сейчас между спасением ТТП и возможностью заполучить большую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Токио оказывает давление на США, чтобы вернуться к сделке, но также начал готовить двусторонние соглашения о свободной торговле с Вашингтоном на случай, если ТТП не сможет возродиться. Сингапур, с его высокими торговыми стандартами и существующими соглашениями о свободной торговле с большинством членов ТПП, в том числе США, также далеко не в восторге от перспективы присоединения к соглашению без Вашингтона.

Поэтому перспективы ТТП выглядят малообещающе: ни Япония, ни Сингапур не могут позволить себе игнорировать другие предложения по зоне свободной торговли в Восточной Азии, в которых основную роль играет Китай, подчеркивают аналитики Stratfor.

Австралия и Новая Зеландия выступают за присутствие Китая в ТТП, лишь бы была надежда на спасение соглашения. Обе страны заинтересованы в том, чтобы экспортировать сырье в Китай. В то же время, Малайзия и Вьетнам —государства, которые намерены обрести максимальную выгоду от ТТП, получив выход на новые рынки для реализации сырья и текстильной продукции, занимают сдержанную позицию по интеграции Китая.

В Stratfor отмечают, что помимо участников ТТП многие государства Юго-Восточной Азии вздохнули с облегчением, поскольку соглашение могло поставить их в невыгодное экономическое положение. Так, например, в условиях конкуренции с Вьетнамом и ростом затрат на рабочую силу в швейной промышленности Камбоджа могла бы пострадать от ТТП.

Филиппины, тем временем, быстро переключили свое внимание с ТТП на ВРЭП, что не только помогло Маниле обеспечить резервы для поддержки рабочей силы за счет снижения региональных торговых барьеров, но и направить дипломатические усилия на создание более тесных связей с Китаем. И, наконец, Индонезия — крупнейшая экономика в Юго-Восточной Азии — оправилась от провала ТТП довольно легко. Ее интерес к сделке был, в первую очередь, обусловлен страхом потерять доступ к вьетнамским и малайзийским рынкам, а не более широким стратегическим или дипломатическим императивом.

В основе этих решений лежит простая истина: Юго-Восточная Азия пытается сохранить потенциал, который на протяжении десятилетий формирует концепцию свободной торговли. С момента реализации первой льготной схемы торговли АСЕАН в 1977 году, блок постепенно работал по приоритетам экономического роста и интеграции между ее членами, большинство из которых рассчитывают на экспорт в качестве основного ресурса для их развития. В 1991 году государства АСЕАН подписали соглашение, которое сформировало основу зоны свободной торговли организации. Девять лет спустя, они заключили сделку, чтобы сформировать инвестиционное пространство, стимулирующее приток иностранных средств во все крупнейшие отрасли промышленности. По оценкам аналитиков, на сегодняшний день, Юго-Восточная Азия является мировым лидером по количеству соглашений о свободной торговле.

Отчасти успех ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) вызван наличием большого количества участников. Структура блока дает возможность небольшим экономикам региона сформировать единый фронт и накопить переговорный потенциал для заключения торговых и инвестиционных сделок с более сильными партнерами. Но в то же время, концепция по принятию решений затрудняет снижение тарифов или повышение торговых стандартов среди членов организации. Многие государства АСЕАН с крепкими экономическими фондами решили искать иные торговые пути, за пределами блока. А теперь их поиски активизировались, так как ТТП распалось.

Как отмечают аналитики Stratfor, многие из азиатских стран приступили к изучению двусторонних торговых соглашений со своими коллегами, подписавшими ТТП. Малайзия, например, нацелилась на подписание сделки о свободной торговле с Соединенными Штатами, Канадой, Мексикой и Перу, а Вьетнам обратил свой взор на Соединенные Штаты и региональные торговые блоки, такие как Европейский союз и Евразийский экономический союз. Но строить новые мосты этим странам со США будет нелегко, учитывая то, что Трамп делает все, чтобы снизить торговлю с партнерами, у которых большой торговый профицит и низкие затраты в обрабатывающей промышленности. Это может осложнить попытки Таиланда возобновить свои переговоры по свободной торговле со Штатами. В то же время, более развитые страны, у которых уже имеются свободные торговые соглашения со США, такие как Сингапур и Австралия, могут скорректировать существующие сделки, чтобы включить в них более тщательные проверки норм труда и экологические стандарты.

Выход США из ТТП не единственное, что обнадеживает азиатских партнеров Вашингтона, которые преследуют другие торговые цели. Постепенное восстановление мировых цен на сырьевые товары и спроса принесло долгожданное облегчение многим из основных экспортеров региона, в том числе Австралии и Индонезии. Но риски, связанные со спадом в жилищном секторе Китая, протекционизмом в развитых странах и непредсказуемостью китайско-американских отношений и торговые войны, представляют собой реальные угрозы, резюмують аналитики Stratfor.

Читайте также

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек

Искусственный интеллект против российских углеводородов: за кем будущее

Успех компании Nvidia в очередной раз показал, что будущее за высокими технологиями, а сырьевые экономики как Россия остаются в прошлом

На военные рельсы не перешли: как выживает украинская экономика с 2022 года

Экономика Украины за прошедшие два года смогла адаптироваться к войне, но это далось ей большой ценой