RU  UA

понедельник, 26 мая
  • НБУ:USD 41.10
  • НБУ:EUR 46.30
НБУ:USD  41.10

Стабильность, как на кладбище: экономические итоги 2020 года

Экономика упала меньше, чем ожидалось, но разочарований было предостаточно

Экономика упала меньше, чем ожидалось, но разочарований было предостаточно Фото: Апостроф / Коллаж

Уходящий год, запомнился, в первую очередь, пандемией COVID-19. Она нанесла ощутимый удар по мировой экономике. Волна коронакризиса докатилась и до Украины. "Апостроф" подвел экономические итоги 2020 года.

Уходящий год наверняка запомнится украинцам, в первую очередь, пандемией коронавируса, а также жестким локдауном, который действовал в нашей стране весной.

Еще во время карантина стало понятно, что его основной удар придется по экономике, и всем радужным планам, которые строили, как представители власти, так и простые граждане, не суждено было осуществиться.

Тень коронавируса

Если изначально в бюджет-2020 закладывался рост ВВП на уровне 3,7%, то после его корректировки в апреле уже ожидалось падение на 3,9%. При этом реальное "сжатие" экономики в этом году может оказаться еще сильнее – порядка 5%.

"Мы упали, по экспертным оценкам, на 4,7-4,8%, - сказал в интервью "Апострофу" глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. - Однако благодаря усилиям Нацбанка у нас хорошие макрофинансовые показатели, у нас стабильность и беспрецедентная для кризиса инфляция".

Рост цен в 2020 году действительно оказался небольшим (за исключением отдельных позиций). Это при том, что валютный курс за год просел более чем на 4 гривны, а девальвация и инфляция в Украине, как правило, идут рука об руку.

"Свою роль сыграло снижение цен на топливо, которое компенсировало и даже увело инфляцию в отрицательные зоны в летние месяцы. Итогом года является инфляция на уровне 4,5%", - отметил в комментарии изданию аналитик инвестиционной компании "Альпари" Максим Пархоменко.

Напомним, в крайне тяжелом для нашей страны 2015 году инфляция превысила 43%. Но даже в более благополучные 2016 и 2017 годы рост цен был более 10%.

Да и девальвация в этом году также не была катастрофической - в предыдущие кризисы гривна обесценивалась вдвое, а то и больше. Сейчас же курс находится на уровне чуть выше 28 гривен/доллар, как, например, на протяжении большей части "нековидного" 2018 года.

Таким образом, если сравнивать с последствиями для Украины мирового финансового кризиса 2009 года (-15% ВВП) и российской агрессии в 2015 году (- 9,9%), нынешняя ковидная рецессия выглядит не столь трагично.

Однако ВВП – это достаточно абстрактная категория, за которой теряются целые сектора экономики и, тем более, отдельные человеческие судьбы.

В мае страну без преувеличения шокировала гибель фермера Владимира Сердюченко из Одесской области, который свел счеты с жизнью из-за огромных убытков, образовавшихся вследствие засухи и неурожая.

С другой стороны, несмотря на погодные катаклизмы, которые наложились на плачевную экономическую ситуацию, в целом аграрная сфера не так пострадала в этом году как некоторые другие отрасли.

Напомним, главные жертвы коронакризиса – сфера услуг, ивент-индустрия, туризм, пассажирские авиаперевозки.

Полная остановка деятельности в различных секторах экономики и даже ее существенное снижение привели к массовым увольнениям. Десятки и сотни тысяч украинцев стали безработными. Официальные данные отечественной статистики не отражают реальную ситуацию на рынке труда Украины, однако, согласно оценкам Международной организации труда, в уходящем году реальный уровень безработицы в нашей стране составил примерно 9%. Украинские эксперты предполагали, что во время и сразу после жесткого локдауна в первой половине года эта цифра могла доходить до 15% от трудоспособного населения. Таким образом, по очень приблизительным оценкам, на сегодня без работы остаются 1,5-2 миллиона украинцев.

Фото: УНИАН

Экспорт, энергетика, "коммуналка"

На фоне кризиса во многих сегментах экономики, достаточно неплохо чувствовали себя экспортно ориентированные отрасли. В частности, как было отмечено выше, это аграрный сектор. Но и не только.

"Спрос на промышленные металлы в Азии бьет рекорды, цены на них на многолетних максимумах. Это позволило сделать Китай главным экспортным партнером и нарастить валютную выручку более, чем в два раза", - говорит Максим Пархоменко.

Не очень сильно пострадал от коронавируса и введенных в связи с ним карантинных ограничений энергетический сектор.

В частности, это касается рынка нефтепродуктов, который, по словам руководителя специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, в Украине пострадал существенно меньше, чем во многих европейских странах. "Некоторое проседание было весной, но с лета потери компенсировались. По итогам года мы вряд ли заметим существенное снижение объемов реализации", - сказал он в разговоре с "Апострофом".

Что касается, рынка природного газа, то, по его словам, прибыльными оставались большинство частных компаний, а убыточными были в основном компании государственного сектора: "При этом во многом проблемы госкомпаний были вызваны действиями их главного акционера – государства".

Зато произошли некоторые изменения в сфере коммунальных услуг.

"Наиболее знаковым событием для населения в 2020 году стало открытие розничного рынка газа с августа, - рассказала изданию координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко. - На сегодня украинцам предлагают свои услуги более 50 компаний, причем есть, как месячные цены, которые меняются сезонно и зависят от ситуации на европейских газовых хабах, так и комплексные предложения на 3-6-12 месяцев".

При этом цены у новых поставщиков как правило ниже, чем у традиционных газсбытов.

Эксперт напомнила, что единую газовую платежку разделили на две, выделив в отдельный платеж доставку газа. При этом, тарифы на доставку в течение 2020 года уже поднимались трижды, добавила она.

Что касается рынка электроэнергии, то, по словам Бойко, в 2020 году правительство не решилось на отмену перекрестного субсидирования (однако отменило льготный тариф на уровне 90 копеек/киловатт-час с 1 января 2021 года).

Мнимая стабильность и разочарование

Таким образом, экономические итоги уходящего года оказались не такими уж плачевными, по крайней мере, не столь удручающими, как это казалось весной и летом.

Правда, конец года омрачил огромный дефицит госбюджета, из-за чего правительство даже не смогло осуществлять выплаты по многим бюджетным расходам. Но и здесь нам, что называется, повезло, поскольку Международный валютный фонд (МВФ) подал "сигнал" о том, что, скорее всего, предоставит стране новый транш, хотя будет это уже в следующем году.

Фото: Getty images

Уловив данный "сигнал", международные кредиторы Украины предоставили нам свою финансовую помощь, кроме того, Минфин сумел разместить еврооблигации и облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на значительные суммы, в результате чего бюджетная "дыра" существенно сузилась.

Но главный итог 2020 года не в этом.

По словам экономиста, финансового аналитика Алексея Куща, главным экономическим, или, правильнее сказать, политэкономическим итогом года является разочарование. "Это разочарование внешних инвесторов, внутренних инвесторов, простых экономических агентов в лице населения и тонкого слоя предпринимателей, социально незащищенных групп, молодежи – то есть системное разочарование", - сказал он в комментарии "Апострофу".

По его словам, украинская экономика находится в свободном падении, деиндустриализация, а, точнее, деградация экономики продолжается, и в паре с ней идет десоциализация общества.

Единственный позитив, который на свой счет может записать власть, - макроэкономическая стабильность. "Но при ближайшем рассмотрении это не такой уж и плюс, потому что эта стабильность – как стабильность на кладбище", - отметил Кущ.

То есть, по словам эксперта, незначительное падение отечественной экономики связано с тем, что ему не предшествовал динамичный рост.

Власть косвенно подтверждает, что в 2020 году было немало разочарований.

"Нам не удалось сделать того, что мы хотели сделать, потому что это оказалось сложнее (чем казалось на старте)", - признает Даниил Гетманцев.

Тем не менее, он не считает, что действия властной команды были напрасны: "Можно сказать, что мы заблуждались в том, что путь будет легче, однако очевидно то, что мы встали на этот путь, и точка невозврата очень близко. Очень скоро процессы пойдут, и никто не сможет их остановить, кто бы как не хотел это сделать".

Но это - уже планы на следующий год, который, как надеются многие, будет легче, чем нынешний. По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что он будет не високосным.

Читайте также

Карфаген должен быть разрушен, или при чем здесь цены на российскую нефть

Мировая нефтедобыча будет увеличиваться, низкие цены на нефть могут продержаться в течение нескольких лет

Нефтяное проклятие России: страна-агрессор с ужасом ждет падения цен на "черное золото"

Мир ожидает падение цен на нефть, в России в результате этого могут начаться серьезные экономические проблемы