В Украине массово закрываются кафе, бары, рестораны. Эта тенденция не обошла стороной столицу, причем с рынка нередко уходят даже те заведения, которые, как казалось, пришли всерьез и надолго. "Апостроф" разбирался в проблемах украинского ресторанного бизнеса в четвертый год большой войны.
"Дорогие друзья! Мы закрываемся. Ждем вас в гости в оставшиеся несколько дней работы нашего ресторана", - такие или подобные по смыслу объявления все чаще появляются в украинском сегменте Facebook, Instagram, а также на других медиа-площадках (впрочем, как и на дверях самих заведений).
Речь далеко не только о забегаловках-однодневках – закрываются кафе, бары, рестораны, которые уже достаточно давно утвердились на рынке и завоевали солидную репутацию.
При этом нередки случаи, когда вынуждены прекратить свою деятельность в буквальном смысле культовые места.
Так, например, 20 сентября после 27(!) лет работы закрывается кафе "Каффа" на Майдане Независимости в Киеве.
Волна закрытий прокатилась как по Киеву, так и по регионам, и, конечно же, особенно беспокоит такая тенденция в столице.
Помимо уже упомянутой "Каффы" также прекратило работу кафе "Зустріч" на Бессарабке. На сайте заведения сейчас есть лишь информация о кафе, расположенном по улице Щербаковской, 31-а в спальном районе Нивки.
Совсем недавно о закрытии бизнеса сообщила совладелица Leilia Bakery Лейла Туваклиева. По ее словам, продажи начали падать в июне, и с того времени эта тенденция сохраняется. В связи с чем она решила продать бизнес.
"Нам поступило прекрасное предложение по этому поводу", - сказала Туваклиева.
Бизнес-вумэн надеется, что формат Leilia Bakery когда-нибудь возобновит работу. Когда именно? Сегодня это сложно прогнозировать.
Зарплаты растут - люди беднеют
В чем же дело, почему закрываются заведения, и почему сейчас?
Как было отмечено выше, уже несколько месяцев подряд падают продажи.
По словам главы компании "Ресторанный консалтинг" Ольги Насоновой, у ресторанного бизнеса выдалось достаточно "грустное" лето.
"Также были завышенные ожидания от сентября – вот все вернутся из отпусков и начнут ходить (по ресторанам). Но такого оживления не произошло, - сказала она в комментарии "Апострофу". - Решения о закрытии, которые сейчас принимаются, связаны не только с тем, что в последние недели все было плохо, но еще и потому, что уже несколько месяцев подряд наблюдается негативная тенденция – спад посещаемости, уменьшение среднего чека".
То есть получается, что люди стали больше экономить – даже в столице – и делают они это, видимо, не от хорошей жизни.
Удивляет при этом то, что происходит это на четвертый год войны, а не на первый или, скажем, второй.
Более того, по крайней мере, согласно данным официальной статистики, из-за дефицита рабочей силы в Украине растут зарплаты, и, по идее, покупательная способность граждан должна не снижаться, а расти.
Но реальность, видимо, немного иная.
"Все-таки, несмотря на статистику, люди беднеют. Происходит искажение показателей средней заработной платы из-за военных (у которых, кстати, вряд ли много времени для посещения ресторанов – "Апостроф"), других категорий граждан, занятых в некоммерческих сферах, которым выплачиваются деньги из бюджета, - сказал в комментарии изданию руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Но на самом деле, у людей становится меньше денег, в результате чего посещаемость (ресторанов) снижается".
При этом, по словам эксперта, в разных регионах Украины причины закрытия кафе и ресторанов разнятся.
"Если мы говорим о прифронтовых территориях или околоприфронтовых, то закрытия часто происходят из-за того, что просто нет людей, а, значит, нет достаточного выторга. Если мы будем говорить о Львове, Ивано-Франковске, Ужгороде (городах, где много внутренне перемещенных лиц, в том числе, довольно обеспеченных - "Апостроф"), закрытия очень часто происходят из-за постоянного роста арендной платы", - объясняет Несходовский.
Что касается Киева, то здесь чаще всего бизнес закрывается из-за крайне высокой конкуренции, которую выдерживают далеко не все, - даже те, кто на рынке уже давно.
И, одно дело, когда клиентов хватает на всех, а другое – когда люди, даже с достатком, воздерживаются от посещения баров-ресторанов без особой надобности, да и деньгами предпочитают не сорить.
Кстати, как ни парадоксально, рост зарплат также негативно влияет на финансовое состояние ресторанов.
"Произошло увеличение заработных плат у обслуживающего персонала – людей меньше, платить им надо больше, и это также один из факторов того, что бизнес перестает быть конкурентным", - объясняет Илья Несходовский.
К этому можно еще добавить значительное подорожание продуктов питания и алкогольных напитков. В связи с чем у владельцев заведений появляется непростая дилемма – либо повышать цены, и в таком случае посещаемость еще больше упадет, и, как следствие, доходы тоже, либо не поднимать цены, что также приведет к снижению доходов.
Языком цифр и эмоций
Цифры – вещь упрямая, и вполне очевидно, что, если финансовые показатели ухудшаются, очень сложно продолжать заниматься бизнесом себе в убыток.
Однако помимо сухих цифр есть еще и эмоции, которые свойственны всем людям, и предприниматели здесь не исключение.
"Когда пришел Трамп, появились слухи, что война скоро закончится, причем не просто скоро, а уже в мае. И с марта началась невероятная активность – все, кто раньше откладывал проекты, вдруг практически одновременно появились, - рассказывает Ольга Насонова. - Но потом, где-то с 20-х чисел мая, когда стало понятно, что война не заканчивается, все также резко остановилось".
Конечно, кто-то, несмотря на неопределенность, все же решил открыться, но таких смельчаков немного.
Таким образом, в Украине сегодня формируется большой отложенный спрос на открытие заведений.
Подобное уже случалось раньше. Например, так было в 2005 году - через некоторое время после "Оранжевой революции", а также в 2010 году – после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, и в 2016 году – после Евромайдана, аннексии Крыма и активных боев на Донбассе.
"Есть много людей, которые планируют вкладывать в ресторанный бизнес. Об этом свидетельствует заинтересованность в покупке помещений под рестораны, - рассказывает Насонова. - Люди покупают по низким ценам, понимая, что, когда кризис и (подавленное) психологическое состояние у предпринимателей, можно достаточно недорого купить классные помещения, которые раньше не было шансов купить. И это происходит не только в Киеве, но и в Харькове, и в Сумах".
Когда у этих людей появится возможность начать деятельность в полную силу? Пока что трудно сказать, а потому остается лишь мечтать и надеяться.
"Я думаю, что даже если появятся только слухи о том, что война заканчивается, все эти люди, которые планировали, но отложили, одновременно начнут работу", - резюмировала Ольга Насонова.