В 2015 году в местные бюджеты поступило 13 млрд грн. Это на 3,2 млрд грн или на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года, заявил премьер-министр Арсений Яценюк. В правительстве высокий темп поступлений связывают с новыми налоговыми и бюджетными изменениями по части финансовой децентрализации, которые вступили в силу с января. Но на самом деле «нарисовать» положительные показатели по номинальным доходам помогла инфляция и заниженный план доходной части местных бюджетов.
В этом году правительство в некотором смысле развязало городам руки, пересмотрев для них источники финансирования. Плату за землю перевели в категорию местных налогов, муниципалитетам отдали новый 5-процентный акциз с табачных изделий, алкогольной продукции и нефтепродуктов. Кроме того, местным советам позволили регулировать размер ставок налога на недвижимость, оставляя его в городской казне, однако забрали часть налога на доходы физлиц (НДФЛ) ‒ одного из основных источников наполнения местных бюджетов, вызвав опасения, что дополнительные налоги не компенсируют потери НДФЛ. Подводя первые итоги мер по децентрализации, премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что все обвинения относительно провала правительственной политики поддержки регионов ‒ не более, чем спекуляции. Цифры же, по словам премьера, говорят о том, что доходы местных бюджетов выросли за два месяца на 25%.
Местные контрасты
Рекордсмен по сборам – Днепропетровская область. В общий фонд местных бюджетов этого региона по состоянию на 25 марта поступило более 2,474 млрд грн, что на 624,4 млн грн или на 33,8% больше по сравнению с началом прошлого года. Несмотря на рост доходов, руководство области раскритиковало политику децентрализации. Экс-заместитель губернатора Геннадий Корбан обвинил правительство в невыполнении своих обещаний по части финансовой самостоятельности регионов. Вопреки оптимизму премьера, в городах все же рекомендуют не сравнивать прошлый год и нынешний, так как источники доходов кардинально изменились. «У нас во Львове за два месяца выполнение плана по доходам составляет +28,6%. Но в прошлом году в бюджет города шло 75% налога на доходы физлиц, а в этом ‒ 60%. В прошлом году не было налога на недвижимость, в этом он есть. Точно так же ‒ и с акцизом»,‒ сказал «Апострофу» директор департамента финансовой политики Львовского городского совета Олег Ищук.
Пока городские бюджеты получают основной доход не от новых налогов, отданных им в рамках децентрализации. Например, Киев за два месяца перевыполнил общий план по налогам почти на 19% за счет подоходного налога (+169 млн грн), единого налога (+92,1 млн грн) и налога на прибыль предприятий (+78 млн грн). Как объяснил «Апострофу» директор департамента финансов КГГА Владимир Репик, рост поступлений подоходного налога связан с ростом официальной зарплаты по сравнению с прошлым годом. Например, если в январе средняя зарплата в столице составляла 4,783 тыс. грн, то в январе 2015 года ‒ 5,385 тыс. грн. Однако рост зарплат нивелирован «разбегом» индекса потребительских цен на 25%. Что же касается единого налога, который платят предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения, здесь также не все очевидно. Ведь с января количество групп «единщиков» сократилось с четырех до шести. Причем в четвертую группу «упрощенцев» зачислили еще и сельхозпроизводителей. Другими словами, произошло «перегруппирование среднего бизнеса», отметил Владимир Репик.
«Нарисованный» успех
План по 5-процентному акцизному сбору многие города не выполнили. Например, как следует из отчета Киевской городской госадминистрации, в январе-феврале поступления от акциза составили 46,7 млн грн при плане в 52,7 млн грн. Во Львове ситуация ‒ аналогичная. Однако, по словам Олега Ищука, в течение года ситуация выровняется: «План по акцизному сбору разбили на двенадцать месяцев, но первый платеж был в начале марта. Выходит, месяц отставания».
Первый заместитель министра финансов Игорь Уманский признает, что вначале были проблемы с администрированием нового налога на местах. Но сейчас таких сложностей нет. По оценкам аналитиков Ассоциации городов Украины (АГУ), за год потенциальные поступления в местные бюджеты за счет нового акцизного сбора составят порядка 8,1 млрд грн.
По словам Олега Ищука, дополнительные средства направляются в фонд развития, в том числе и для строительства дорог. Раньше, как объяснили в АГУ, местные власти зависели от субвенции из госбюджета, которую Минфин не всегда перечислял вовремя и в полном объеме. Теперь, чтобы направить деньги на ремонт дорог или другой инфраструктурный проект, будет достаточно решения местного совета без указаний «сверху». Всего, по оценкам Минфина, в рамках децентрализации, города в общей сложности получат финансового ресурса на 25 млрд грн больше, чем в 2014 году. Эти деньги, согласно расчетам министерства, можно потратить на 16 000 счетчиков тепла в многоквартирных домах, закупку 100 000 твердотопливных котлов для малообеспеченных граждан, проведение капитального ремонта 250 км дорог и постройку в каждом городе-миллионнике одного завода по переработке мусора.
Другой вопрос ‒ как чиновники на местах в итоге используют дополнительный ресурс и достаточно ли освободившихся средств для финансирования инфраструктурных проектов, учитывая рост цен. К тому же, некоторые эксперты сомневаются в объективности правительственных цифр. Ведь подобный рост доходов в начале года считается нетипичным даже для растущей экономики. По словам экономиста Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангелы Бочи, будет большим успехом, если поступления в местные бюджеты превысят план на 10%. «Учитывая, что у нас более 20% составляет сокращение темпов промышленного производства, то рост доходов местных бюджетов на 25% вызывает большие сомнения»,‒ считает эксперт МЦПИ. К тому же, по ее мнению, номинальные доходы увеличились, в том числе, из-за инфляции, которая в 2014 году превысила 25%, тогда как реальные доходы городов вряд ли выросли. «К тому же, возникает вопрос относительно того, какие показатели Минфин взял за план при подсчете. Если они ориентировались на заниженные показатели, то ясно, почему получили такой “надутый” рост»,‒ объясняет эксперт.
В Министерстве финансов, к слову, считают, что местные власти сознательно занижали доходную часть при составлении бюджетов на основании новой налоговой базы. Видимо, в министерстве удивились слишком активным поступлениям в отдельных регионах. «По акцизному налогу собрано уже более 500 млн грн, причем десять областей выполнили годовой план за два месяца»,‒ отметил Игорь Уманский.