В январе-феврале доходы сводного бюджета составили 74,7 млрд грн, что на 6,5 млрд грн больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных Госказначейства. Главным образом рост доходов обеспечили поступления за счет НДС (+8,8 млрд грн), подоходного налога и военного сбора с доходов (+2,4 млрд грн). Увеличить доходы также позволили акцизные платежи с произведенных в Украине товаров (+0,7 млрд грн) и ввезенной подакцизной продукции (+1,5 млрд грн). Еще на 678 млн грн выросли поступления с импортных пошлин. Отрицательные показатели по сборам в январе-феврале дал налог на прибыль предприятия (-2,3 млрд грн), а также сократились бюджетные перечисления от Национального банка (-3,3 млрд грн).
Не повод для радости
Если смотреть на процентное соотношение, общая сумма доходов сводного бюджета в первые два месяца выросла на 9,7% по сравнению с январем-февралем 2014 года. При этом доходы государственного бюджета выросли и вовсе на 15,53%. Такого перевыполнения бюджета в Украине давно не было, говорит старший экономист Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи. «Однако с учетом того, что годовые темпы инфляции ускорились до 34,5%, что является самым высоким показателем с декабря 1996 года, ситуация на самом деле не такая положительная»,– уверена эксперт. К тому же, по словам госпожи Бочи, не совсем уместно сравнивать доходы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с аналогичным периодом прошлого года. Так как после внесения изменений в Бюджетный кодекс произошло перераспределение НДФЛ в пользу центрального бюджета. «Если говорить о доходах от НДФЛ в сводный бюджет, то произошел рост на 23,6%, однако индекс реальной заработной платы упал на 17,7%»,– уточнила экономист.
Опрошенные «Апострофом» эксперты соглашаются, что рост налоговых поступлений, прежде всего, обусловлен удорожанием импорта из-за девальвации национальной валюты, а также ростом потребительских цен, что объясняет увеличение поступлений по НДС и внутренним акцизам. Но общий объем поступлений все же удивляет, так как Минфин еще не выбрал запланированные поступления от Национального банка, говорит исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. Тем не менее, по словам эксперта, говорить об улучшении администрирования налогов пока рано. В беседе с «Апострофом» экономист обратил внимание на то, что вместе с ростом цен произошло существенное падение розничных продаж. Согласно данным Госстата, в январе-феврале розничный товарооборот сократился на 21,2% по сравнению с первыми двумя месяцами 2014 года. Следовательно, падение продаж должно было отчасти нивелировать эффект так называемого инфляционного налога. Кроме того, по мнению господина Боярчука, не исключено, что девальвация оказалась слишком стремительной, прежде чем на нее отреагировали импортеры и сократили поставки продукции.
Туманная перспектива
По мнению Ангелы Бочи, еще одним подтверждением того, что не все так хорошо с бюджетом, как отчитываются чиновники, является тот факт, что дефицит государственного бюджета Украины по итогам января-февраля 2015 года оказался больше дефицита за аналогичный период предыдущего года в 1,7 раза. Тогда как сводный бюджет оказался почти бездефицитным благодаря хорошим финансовым показателям местных бюджетов. «Такая ситуация может быть характерна и во ІІ квартале, если поступления в бюджет будут сравниваться с прошлогодними периодами. Именно в этом периоде девальвация гривны в прошлом году была еще не столь значительной по сравнению с сегодняшним курсом. То же самое касается инфляции»,– уточнила госпожа Бочи.
Подобного мнения придерживается и директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. Как объяснил эксперт, в январе-феврале прошлого года, несмотря на то, что события в стране были бурными, экономика не была подвержена внешней агрессии. В этом же году январь и февраль, пожалуй, одни из наиболее острых и негативных месяцев в контексте агрессии и разрушений, отметил собеседник. «Если смотреть на падение промышленности, то по Донбассу результат в январе-феврале 2015 года значительно хуже, чем в прошлом году»,– говорит господин Юрчишин. По мнению экономиста, инфляционные и девальвационные риски все еще остаются. Следовательно, в дальнейшем это может сказаться и на сокращении потребительского спроса и падении объемов импорта. «Хотя сейчас курс несколько успокоился, но я не уверен, что это действительно стабильное положение. В значительной мере это спокойствие обусловлено жесткими административными ограничениями. Боюсь, что девальвация может быть продолжена при снятии ограничений. Так как, к сожалению, экономика далека от восстановления, а слабая экономика не может иметь сильную валюту»,– подчеркнул Василий Юрчишин.