РУС. | УКР.

пятница, 20 октября
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
26.50
Экономика
Мнение

Бюджет вымогательства

О том, какой бюджет нужен Украине

О том, какой бюджет нужен Украине Фото: Владислав Содель

Проект бюджета на 2018 год ярко продемонстрировал, что Украине в первую очередь нужна реформа административная, внутри органов исполнительной и законодательной власти. Если чуть философски, то пока проект государственного бюджета будут готовить ментально неготовые к реформам люди, то наша страна никогда не выйдет из затянувшегося пике. В моей идеальной картинке мира главный финансовый документ должен формироваться не по принципу выжимания последнего, а по сценарию создания новых рынков и новых условий работы в уже сформированных отраслях.

Теперь давайте на примерах. Я давно говорил о том, что в отечественной властной верхушке мало кто понимает, что такое "цифровая экономика". Всем понравилось словосочетание, и говорить об этом стало модно. Бюджет-2018 - яркое свидетельство тому, что красивые презентации о "цифре" от Кабинета Министров на самом деле не имеют никакого отношения к реальности. Проект Бюджета-2018 обеспечивает финансирование только лишь для выживания отрасли ИКТ, которая является фундаментом цифровой экономики. Ни о каком развитии речи даже не может идти. Более того, из ключевых игроков пытаются вытянуть последнее.

Например, в проекте закона о внесении изменений в Налоговый кодекс о пересмотре некоторых налогов, вдруг решили на 11,2% повысить рентную плату за использование радиочастотного ресурса (РЧР). Мало того, что само по себе явление абсурдно, поскольку эти деньги не идут на развитие РЧР и повышение никак не учтено в проекте Бюджета-2018, так еще и суммы астрономические. Вдумайтесь, за период 2015-2017 гг. операторы оплатили в казну 13 млрд грн только за пользование РЧР! И это при том, что им нужно инвестировать в строительство 3G, покупать лицензии и строить сети уже 4G. Строительство современной технологичной инфраструктуры даст возможность развиваться смежным отраслям, создавать новые продукты и услуги, привлекать инвестиции, что автоматически увеличит количество налоговых поступлений, приток валютной выручки, рост количества рабочих мест и т.д. Думают ли об этом авторы бюджета? Ответ очевиден – нет, им нужно здесь и сейчас! Когда вполне резонно просишь аргументировать: "Зачем?", ежегодно находятся новые аргументы. Социальные проблемы, дороги, сейчас вот война - и необходимо увеличение бюджета на оборонный сектор.

Вопросов нет, увеличивать нужно. Только самые сильные армии мира (Израиль, США), являются, в первую очередь, инновационными. А это стало возможным, потому что эти государства вкладывали в собственных ученых и разработчиков, а не выпрашивали материальную помощь, потому что спутниковые и мобильные технологии позволяют предотвращать диверсии, а не бороться с их последствиями и т.д. Ах, как хочется, чтобы авторы Бюджета-2018 уловили основную суть!

Но умные люди советуют: чтобы собеседник вас услышал, говорите на его языке. Итак, даю наводку, где зарыты бочонки с денежками.

Уже лет 7 в Украине с равной периодичностью говорят о проблеме серого импорта персональной электроники, о недостаточном контроле над этой проблемой со стороны государства. Есть также разработанный механизм контроля, с которым соглашались и ГФС, и пограничники, и другие причастные. Речь идет о Реестре идентификаторов (IMEI кодов) оборудования, которое работает в Украине. Такой Реестр работает на базе Украинского центра радиочастот. Остается самое сложное – нормативно-правовая база. Было много попыток принять законопроект, который бы ввел Реестр в обязательную работу. К сожалению, лобби серых импортеров настолько сильное, что государство просто бессильно. Как следствие, бюджет недополучает 1,3 млрд грн в виде таможенных платежей при ввозе смартфонов и терминалов в Украину.

Второй "бочонок" тоже довольно долго пылится в углу и ждет своей участи. В нем запрятано где-то 3,6 млрд грн. Это теневой оборот подакцизных алкогольного и сигаретного рынков. Инструмент детенизации – электронная акцизная марка. О её необходимости говорят еще с 2013 года, более того, есть даже прототипы систем учета и контроля марок. Есть европейский опыт, есть готовность производителей и импортеров работать по электронному акцизу, нет только политической воли внутри страны.

Третье. Бюджет-2018 должен предусматривать создание "цифрового офиса" в виде органа исполнительной власти. Скептики скажут, что это дополнительные затраты. Сразу опровергну. Сейчас вопросами цифровизации занимается порядка 20 структурных подразделений в виде агентств, департаментов и т.д. Оптимизация всех IT-процессов в стране позволит сэкономить порядка 3 млрд грн. И самое главное - "цифровой офис" сможет эффективно и из одних рук управлять всеми цифровыми процессами в Украине, например, созданием единого реестра вместо семи функционирующих ныне. Эта внутренняя реформа даст нам еще 3 млрд экономии в год.

Четвертое, самое интересное – наведение порядка на лотерейном рынке. В первую очередь необходима централизованная система контроля за работой операторов, которая позволит каждую транзакцию сделать прозрачной и фискальной, нужны новые лицензионные условия, где в том числе будут прописаны и правила для операторов интернет-гемблинга. В результате грамотного регулирования лотерейного бизнеса, госбюджет может рассчитывать на 5 млрд грн ежегодно. Если же нет, то эти деньги будут накапливаться в руках кураторов теневых схем.

Итого, имеем порядка 16 млрд грн в год дополнительно. Также хочу акцентировать внимание, что все они являются базовыми элементами работы рынков в странах с цифровой экономикой. Эти самые элементы обеспечивают прозрачность, контроль всех процессов со стороны бизнеса и государства. Также бизнес имеет возможность устанавливать целевое назначение средств. Например, операторы лотерейного рынка говорят, что 5% от всех их платежей в бюджет должно идти на развитие детского спорта, и государство не спорит. Бизнес в Украине уже давно хочет цивилизованных отношений с государством. Государство пока что действует по принципу вымогательства. В этом году вытянули - и хорошо, а что будет в следующем, там и подумаем.

Чтобы не быть голословным, все высказанное здесь оформлено мной в виде официальных документов на Кабмин и депутатов. И мой главный посыл - в том, чтобы перестать мыслить "совково", а начать мыслить инновационно. Тогда и Бюджет страны перестанет быть инструкцией по вымогательству денег.

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

У Гройсмана взялись за планы Азарова

Кабинет Министров Владимира Гройсмана намерен внедрить трехлетнее бюджетное планирование, чего не удалось сделать правительствам Николая Азарова и Арсения Яценюка

Как Рада приняла "ночной" бюджет-2016: подробности и реакция соцсетей

Как депутаты проводят голосование в Раде за бюджетный кодекс на 2016 год и изменения в налоговый кодекс, а также реакцию соцсетей и события вокруг Рады читать на Апострофе

Новости

Все новости