RU  UA

воскресенье, 28 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Бюджет

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Необосно­ванные расходы: действия Минфина привели к бюджетному кризису в Украине

Власти заверяют, что все под контролем, но так ли это

Власти заверяют, что все под контролем, но так ли это Министр финансов Сергей Марченко Фото: mof.gov.ua

Министр финансов Сергей Марченко утверждает, что финансовая ситуация в Украине, несмотря на огромный бюджетный дефицит, не вызывает беспокойства. При этом он заявляет, что правительство не собирается финансировать некие "необоснованные" расходы госбюджета, что наводит на мысль, что такие траты, видимо, раньше делались. "Апостроф" выяснял, что на самом деле происходит с отечественными финансами менее чем за месяц до Нового года, и почему в бюджете образовалась многомиллиардная дыра.

Распорядители бюджетных средств только по общему фонду госбюджета текущего года не выполнили плановые показатели по расходам за январь-ноябрь на общую сумму более 100 миллиардов гривен.

Об этом заявил министр финансов Украины Сергей Марченко.

По его словам, ежегодно, распорядители средств госбюджета в конце года начинают ускоренными темпами осваивать не потраченные до этого деньги. Такую практику министр назвал порочной, добавив, что от нее нужно отказаться.

Что ж, опыт прежних лет свидетельствует о том, что нередко на Едином казначейском счете под Новый год остаются значительные суммы, которые распорядители бюджета пытаются по-быстрому "освоить".

"У нас (каждый год) под конец года все сроки срываются, все срочно начинают деньги расписывать, выколачивать, и начинаются торги, как за то, что осталось в этом году, так и за (бюджет) следующего года. Процесс идет в форме торгов - кто первый встал, того и тапки", - рассказал в комментарии "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Егор Киян.

Такая практика, согласимся с главой Минфина, действительно порочна. При этом ее можно было бы хоть как-то оправдать, если остатки на казначейском счете достаточно велики. Но в нынешнем году и этого нет.

С одной стороны, согласно официальным данным на 1 декабря, остатки на Едином казначейском счете немного выросли – до 19,75 миллиарда гривен против 15,15 миллиарда гривен месяцем ранее. Однако, как писал "Апостроф", уже в ноябре Государственная казначейская служба не финансировала незащищенные расходы бюджета, а ближе к концу прошлого месяца появилась задолженность и по защищенным расходам, к которым относятся пенсии, социальные выплаты, зарплаты бюджетников.

Связано это с огромным бюджетным дефицитом, который увеличивается буквально каждый день, или, скорее, с трудностями изыскания источников для покрытия этой дыры, при том, что бюджетный дефицит в размере 7,5% ВВП или 298 миллиардов гривен является запланированным.

Защищенные или обоснованные

То, что проблемы с бюджетом есть, косвенно признает и министр финансов.

Разумеется, он заявляет, что финансовая ситуация в стране на сегодня контролируемая и не вызывает беспокойства.

Однако, по словам Сергея Марченко, Минфин не позволит "бездумно тратить бюджетные средства".

Фото: bank.gov.ua

Безусловно, очень плохо, что те или иные ведомства, что называется, "не чесались" в течение всего года и не расходовали средства по назначению, а потом в ноябре-декабре спохватились и начали тратить их направо и налево. Но, с другой стороны, это ведь, по идее, запланированные расходы.

По словам Марченко, сейчас Госказначейство финансирует только обоснованные расходы с учетом целевого назначения "после того, как поступают соответствующие платежки".

Здесь возникает закономерный вопрос: а что, раньше финансировались необоснованные расходы?

"Чувствуется некоторая растерянность власти и прессинг со стороны разных стейкхолдеров, что вынуждает разных людей (представителей власти, включая министра финансов – "Апостроф") чувствовать себя некомфортно и выражаться не совсем точно", - говорит Егор Киян.

По его словам, Сергей Марченко, говоря об обоснованных расходах, очевидно, имел в виду социально значимые или защищенные статьи бюджета, а все остальные он некорректно назвал необоснованными.

"Просто он (Сергей Марченко) не может прямо сказать, что речь идет о защищенных расходах, потому что, скажи он так, он подтвердит наличие бюджетного кризиса, - сказал в разговоре с "Апострофом" экономист, финансовый аналитик Алексей Кущ. - Звучит это смешно, но, когда фразы министра финансов вызывают смех, это должно уже вызывать слезы".

То, что говорит министр финансов, сравнимо с известной песенкой "Все хорошо, прекрасная маркиза", добавил эксперт.

Таким образом, можно констатировать то, о чем "Апостроф" догадывался раньше, - денег в бюджете кот наплакал, и финансирование большинства бюджетных расходов осуществляется в режиме "картотеки" – то есть, фактически, в ручном режиме.

При этом собеседник издания в Минфине говорит, что сейчас работа Госказначейства напоминает советское время: "По две-три недели им носят документы на оплату того, что уже выполнено".

Неверные приоритеты, плохое планирование

Но почему, все-таки, с бюджетом возникла такая ужасающая ситуация, если, как было замечено выше, дефицит закладывался в годовую смету тем же Кабмином?

Все дело в неверно выбранных приоритетах, считает Егор Киян. В качестве примера он привел "переброску" половины фонда борьбы с коронавирусом на строительство дорог.

"Здесь вообще полное смещение по шкале обоснованности, и в целом, приоритеты власти позволяют обосновать то, что нельзя обосновать, и не дают возможности обосновать то, что следовало бы, - пояснил эксперт. - Налицо сдвиг приоритетов в сторону дорог вместо медицины, на силовые структуры вместо образования, и тому подобное. Именно это мешает поставить в приоритет стоящие проекты".

Отремонтированная в рамках "Большого строительства" автодорога М-07 Киев - Ковель - ЯгодинФото: president.gov.ua

Кроме того, по его словам, у украинских властей традиционно отсутствует среднесрочное планирование, которое позволило бы четко распределить финансирование по всем направлениям.

Но, похоже, у Министерства финансов есть проблемы даже с краткосрочным планированием.

"Минфин, имея колоссальный финансовый ресурс летом этого года, сумел, как пьяный водитель, въехать в столб посреди поля в виде бюджетного кризиса. При том, что было множество способов объехать этот столб", - говорит Алексей Кущ.

Во-первых, Украина очень кстати получила транш Международного валютного фонда (МВФ) на 2,1 миллиарда долларов (эта сумма оказалась даже больше, чем ожидалось). Кроме того, были, фактически, "раскулачены" государственные компании примерно на 80 миллиардов гривен, а Национальный банк Украины (НБУ) "нежданно-негаданно" увеличил свою прибыль до 44 миллиардов гривен, которую перечислил в бюджет разовым платежом.

"То есть у Министерства финансов оказались в распоряжении сотни миллиардов гривен. Их нужно было рационально использовать и создать на осень резерв под вполне прогнозируемую вторую волну пандемии и сопряженное с ней ухудшение экономического состояния", - отметил Кущ.

Однако Минфин решил досрочно выкупить еврооблигации со сроком погашения в 2021-2022 годах на 800 миллионов долларов и выкупил ВВП-варранты на 320 миллионов долларов, "которые также никто не просил выкупать".

"Совокупно это – 1,1 миллиарда долларов, что составляет примерно 30 миллиардов гривен. Я думаю, что, если еще оптимизировать так называемую "Большую стройку", можно было найти еще 20 миллиардов гривен, - отметил эксперт. - "Но мы, как говорится, имеем, то, что имеем (точнее, то, что не имеем)".

Читайте также

Не только оружие: на что пойдут деньги из США

Финансовая помощь США Украине на 7,85 миллиарда долларов оформлена в виде кредита, который, скорее всего, возвращать не придется

Украина должна миру более 100 миллиардов - как украинцам не влезть в еще большие долги

Сокращение бюджетных расходов уменьшит зависимость Украины от западной помощи и госдолг страны

Если завтра "план Б": сколько продержится Украина без зарубежной финпомощи

Без помощи союзников Украина продержится несколько месяцев, после чего придется сокращать расходы, поднимать налоги и печатать деньги