RU  UA

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бюджет

Цена ошибок: сколько будет стоить Украине провал сотрудничества с МВФ

Фонд выдвигает Украине достаточно мягкие требования, но власть все равно считает их несправедливыми

Фонд выдвигает Украине достаточно мягкие требования, но власть все равно считает их несправедливыми Фото: Getty Images

Уже больше года украинская власть не может добиться выделения очередного транша кредита от МВФ. Причиной такой паузы в сотрудничестве с авторитетной финансовой организацией является отсутствие новых реформ и свертывания тех, которые были внедрены прошлой властью. В то же время чиновники убеждают украинцев в том, что в прекращении сотрудничества с Фондом ничего нет страшного, и Украина всегда сможет одолжить денег для покрытия текущего дефицита у частных инвесторов. К чему может привести такая легкомысленная политика украинской власти, разбирался "Апостроф".

Стоит ли "послать" МВФ?

Сотрудничество с Международным валютным фондом (МВФ) является одной из самых обсуждаемых тем в украинском обществе. Этой теме был посвящен даже популярный эпизод из сериала "Слуга народа", в котором президент Голобородько "посылает" наглых визитеров с МВФ, которые предлагали кредиты. Вероятно, выбирая актера, игравшего Голобородько, президентом собственной страны, избиратели надеялись, что он так же лихо решит все экономические проблемы государства и выставит за дверь международных финансистов, которые непрерывно требуют от всех украинских правительств каких-то реформ.

Однако действительность, с которой пришлось столкнуться "новым лицам", оказалась совсем не такой, как в кино. Уже вскоре после вступления в должность президент Зеленский и назначенные им чиновники получили возможность убедиться в том, что сотрудничество с МВФ является важной составляющей политики для каждой страны с переходной экономикой. Фонд помогает государствам, которые оказались в трудной ситуации, предоставляя им недорогие кредиты. А условием для такого сотрудничества является проведение экономических преобразований, которые в будущем должны обеспечить государству возможность рассчитаться с долгами и развиваться самостоятельно, без посторонней помощи.

Как правило, условия, которые выдвигает МВФ, предусматривают сокращение дефицита бюджета, обуздание коррупции, снижение роли государства в экономике, построение эффективных государственных институтов, запуск рыночных механизмов в сферах, регулируемых государством. Поэтому слухи, которые распространяют некоторые средства массовой информации, о том, что Фонд требует повышения определенных цен или сокращения каких-то социальных выплат, являются мифами.

Помимо денежного измерения, сотрудничество с МВФ имеет еще один важный аспект: сам факт успешного сотрудничества с Фондом является важным индикатором для иностранных партнеров.

"На сегодняшний день реальность такова, что многие программы, которые реализуются в Украине различными международными институтами (ЕБРР, Всемирный банк и т.д.) привязаны к программе МВФ, - говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян. - Эти организации практически доверили Фонду проверять Украину на предмет успешности реформ. И, если МВФ приходит к выводу, что страна движется в правильном направлении, то дает финансирование на реализацию важных проектов. Также считают позитивным сигналом наличие успешной программы сотрудничества с МВФ и иностранные инвесторы".

Занять, чтобы отдать

Между тем, получение внешнего финансирования является важным фактором экономической жизни в Украине. Ведь на сегодняшний день страна имеет достаточно большой дефицит государственного бюджета. Предполагается, что в нынешнем году он составит около 5,5% от общего размера бюджета, или 246,6 миллиарда гривен.

Иными словами, сегодня мы, как страна, живем не по средствам и тратим больше, чем зарабатываем. И покрыть разницу между доходами и расходами бюджета можно, только заняв суммы, которых не хватает.

К тому же, над государственным бюджетом нависает груз ранее взятых кредитов, которые нужно планомерно погашать. В частности, в течение нынешнего года Украина должна выплатить более 368 миллиардов гривен. Наибольшая нагрузка приходится на сентябрь. В этом месяце необходимо выплатить 104 миллиарда гривен, из которых 23 миллиарда - внутренним кредиторам, а 81 миллиард - зарубежным.

Фото: pixabay.com

Взять эти деньги особо неоткуда. Экономика Украины прекратила рост еще в 2019 году. Эпидемия ковида также, мягко говоря, не улучшила ситуацию, подорвав работу целых отраслей экономики. Поэтому Украина оказалась в ситуации, когда кредиты МВФ являются жизненно необходимыми для поддержания финансовой стабильности в государстве и выполнения обязательств.

Однако сотрудничество с МВФ после избрания Владимира Зеленского президентом идет очень туго. Последний раз Украина получила транш в размере 2,1 миллиарда долларов год назад - в июне 2020 года - по программе, целью которой было смягчение последствий эпидемии для экономики страны. И, хотя программа предусматривала выделение 5 миллиардов долларов, последующих траншей уже не было. Вина за это лежит на правительстве Украины, которое не соблюдает условия сотрудничества с Фондом. Хотя эти условия и не были слишком тяжелыми.

"В меморандуме, который Украина подписала с МВФ в июне прошлого года, основным требованием было "ничего не трогать из предыдущих реформ", - говорит исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук. - Для следующего транша принципиально новых реформ не предусматривалось. Нужно было "докручивать" старые инициативы и ничего не ломать. Однако уже через несколько недель после получения первого транша эти требования были грубо нарушены решением "подвинуть" главу НБУ. Да, формально Яков Смолий сам написал заявление, но это произошло в результате политического давления. Это стало грубым нарушением принципа независимости центробанка, хотя официально изо всех сил пытались это объяснить как-то иначе".

Вслед за нарушением принципа независимости НБУ последовали другие действия власти, направленные на свертывание реформ, отметил эксперт. Решение Конституционного суда по незаконности назначения директора НАБУ Артема Сытника, создание "ручной" комиссии для переизбрания руководителя САП, отмена уголовной ответственности за недостоверные сведения в электронной декларациях, переброска средств из ковидного фонда на строительство дорог, что сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами, гривневая эмиссия в декабре 2020 года, возвращение к политике регулирования цен на газовом рынке в феврале 2021 года, нарушение принципа независимого корпоративного управления при смене руководителя НАК "Нафтогаз Украины". Эти и другие решения власти, которые продемонстрировали ее нежелание соблюдать согласованные с МВФ принципы, привели к тому, что сегодня переговоры о продолжении помощи зашли практически в тупик.

"На сегодня можно сказать, что сотрудничество с МВФ надежно забетонировали, - считает Дмитрий Боярчук. - По-хорошему, руководство страны должно исправить все эти ошибки перед тем, как с нами начнут снова серьезно разговаривать. И не факт, что этого будет достаточно" .

Достаточно ли будет законов?

На сегодняшний день украинская власть постоянно декларирует стремление к восстановлению сотрудничества с МВФ. Однако реальных шагов, которые бы свидетельствовали о готовности исправлять допущенные ошибки, пока не видно. Зато недавно Владимир Зеленский в интервью зарубежным информационным агентствам выступил с заявлением, что требования, которые выдвигает МВФ к нашей стране, - несправедливы.

"Я считаю, нельзя сравнивать стратегию поведения МВФ с Украиной с другими странами, - поделился своими мыслями президент. - Нашу страну просто нельзя ставить в один ряд с другими. Потому что у нас есть усложненность, потому что идет война. Потому что тратятся деньги не на приоритеты с точки зрения экономики, а с точки зрения безопасности. Сперва военные, сперва медицина, потом все остальное".

Правда, МВФ и не требует от Украины тратить какие-то деньги, как можно было бы подумать, исходя из высказываний президента. Речь идет лишь о системных решениях в сферах борьбы с коррупцией, судебной реформы, корпоративного управления, снижения дефицита бюджета и т. д.

Для реализации этих решений, в частности, необходимо принять ряд законодательных актов. И председатель фракции "Слуга народа" в Верховной Раде декларировал их принятие до 1 июня. Но в этот срок монобольшинство не уложилось.

Давид АрахамияФото: Пресс-служба Слуги народа

Впрочем, даже если депутатам все же хватит сил выполнить свои обязательства, это не будет гарантией успешных переговоров с МВФ.

"Руководство страны ведет себя сумбурно, и какой-то реверанс в сторону МВФ вряд ли кого-то удивит, - считает Дмитрий Боярчук. - Их интересует последовательность и устойчивость. Потому что в нашем случае после реверанса может последовать полный откат, как это было при увольнении главы НБУ. Пока деньги не получили, Зеленский встречался со Смолием на камеры и уверял о полной независимости центробанка. Как только деньги поступили на счет, даже не стал выдерживать какую-то более или менее приличную паузу и сразу перешел к действиям, которые были полностью противоположны тому, что он говорил раньше".

Займем в другом месте?

Очевидно, чувствуя, что переговоры с МВФ могут закончиться неудачей, представители правительства в последнее время активно озвучивают мнение о том, что, даже если транш не поступит, Украине все равно удастся привлечь средства из других источников и рассчитаться с долгами, не допустив дефолта.

По мнению экспертов, в принципе, на сегодняшний день такая возможность действительно есть.

"Особенность нашей текущей ситуации такова, что в мире сегодня работает количественное смягчение (политика, при которой центробанки, чтобы стимулировать восстановление экономики, вливают на рынок значительное количество денег - "Апостроф") и на рынках куча дешевых денег, которые некуда девать , - говорит Дмирий Боярчук. - Поэтому даже такие страны как Украина могут занимать без сотрудничества с МВФ".

Однако возникает вопрос о цене таких заимствований. По оценке агентства Fitch, кредитный рейтинг Украины - "В". Это самый низкий показатель из тех, что может иметь государство, которое платит по своим обязательствам. Такое значение рейтинга означает, что на данный момент долговые обязательства погашаются, но в любой момент могут возникнуть обстоятельства, которые приведут к дефолту.

Соответственно, предлагая инвесторам свои долговые обязательства, Украина должна устанавливать достаточно высокие проценты для того, чтобы компенсировать риски дефолта. Поэтому на сегодняшний день наша страна платит по своим ценным бумагам самые высокие проценты в регионе. По данным инвестиционных агентств, доходность ценных бумаг Украины составляет 8-13% годовых. Для сравнения, Россия привлекает заимствования под 7-8%, Румыния - под 3-4%, Польша и Чехия - под 1-2%. Проценты по облигациям Литвы составляют всего 0,18%, а Словакии - 0,04% годовых.

"Сегодня Украина вынуждена занимать деньги на международных рынках под 7 и более процентов, и это очень высокая цена, - отметил в комментарии для "Апострофа" дипломат и главный советник Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук. - Даже Армения после наступления Азербайджана и потери значительных территорий привлекает кредиты под 3-4%. Столь высокая цена заимствований возникает из-за того, что к нашей стране нет доверия среди иностранных инвесторов, для которых успешное сотрудничество с МВФ является одним из основных индикаторов. А платить за это недоверие приходится украинским налогоплательщикам, из чьих карманов уплачиваются высокие проценты по кредитам. И ссылаться на то, что, мол, МВФ выдвигает неприемлемые требования, власти не стоит. Ее задача как раз и состоит в том, чтобы в процессе переговоров разъяснять позиции Украины, добиваться взаимно приемлемых компромиссов для того, чтобы сотрудничество продолжалось, и доверие инвесторов было восстановлено".

Ощущение безопасности, которое вызывает у чиновников относительная легкость привлечения кредитов на международном рынке, достаточно обманчиво, поскольку такие заимствования затягивают страну в спираль стремительного роста долговой нагрузки, которое в будущем Украина выдержать уже не сможет.

"В ближайшее время никаких серьезных последствий разрыва отношений с МВФ не будет, - говорит Дмитрий Боярчук. - В этом и заключается опасность. Поскольку ошибочные решения не вызывают мгновенную боль, это создает иллюзию того, что все делается правильно. Но количественное смягчение - это временная вещь, а проблемы в условиях "шальных денег" только обостряются. Поэтому здесь легко можно попасть в ловушку, когда праздник чрезмерных ресурсов закончится, а требования МВФ выполнить будет невозможно из-за приближения выборов. Тогда Украине будет трудно. Очень трудно. А доступ к кредиту МВФ будет закрыт из-за долгой истории обмана Фонда верхушкой страны".

Новини партнерів

Читайте также

Бюджет-2025: что в приоритете, и откуда деньги

Проект бюджета Украины на 2025 год выглядит реалистичным, но риски, связанные с его наполнением, остаются

Кабмин замораживает прожиточный минимум: что будет с зарплатами украинцев

Результатом заморозки размеров минимальной зарплаты и прожиточного минимума в Украине станет дальнейшее обнищание наиболее уязвимых граждан