RU  UA

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Внешняя торговля

Украина и Китай готовят зону свободной торговли: первые подробности

Китайский пролетариат готов к интеграции в украинскую экономику

Китайский пролетариат готов к интеграции в украинскую экономику Украина готова сделать свой вклад и в технологическую оптимизацию инфраструктуры, и в транспортные системы Евразии путем развития "Шелкового пути" Фото: flickr.combg2axk

У Китая имеется избыточная рабочая сила , у нас – объекты инфраструктуры, требующие многомиллионных вложений в модернизацию; правительство КНР распоряжается огромными суммами денег, украинский Кабмин – едва находит средства для покрытия внешнего долга, дефицита Пенсионного фонда и бюджетной сферы. Чем рискует Украина, подпиши она договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Китаем, разбирался "Апостроф".

Обратный отсчет

На днях Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Украине г-н Ду Вэй, выступая в Киеве, в очередной раз поднял тему создания ЗСТ между КНР и Украиной. До этого он озвучил аналогичный тезис в начале ноября прошлого года во время форума, посвященного развитию инфраструктурного проекта "Шелковый путь" в Украине.

Тогда же замглавы Минэкономразвития Наталья Микольская сообщила, что, несмотря на приоритет китайского рынка для Украины, переговоры о создании ЗСТ пока не планируются.

Видимо, за прошедшие полгода процесс значительно продвинулся вперед, так как, по информации "Апострофа", проект документа уже практически готов к первичному рассмотрению.

"Вопрос готовили на протяжении нескольких лет, и страны уже вышли на финишную прямую". – сказал изданию доктор политических наук, профессор Дипломатической академии Украины при МИД Сергей Шергин.

Об активизации переговоров говорит и появившееся синхронно с выступлением китайского посла сообщение пресс-службы вице-премьера, министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадия Зубко.

"В 2016 году двусторонний товарооборот Украины с Китаем составил $6,5 млрд. При этом ЕС импортирует китайскую продукцию на $300 млрд ежегодно, следовательно, – значительная часть товарного потока может быть направлена через Украину. Мы готовы предложить перспективные инвестиционные проекты и направления", – заявил Зубко.

Вице-премьер отметил, что Украина готова сделать свой вклад и в технологическую оптимизацию инфраструктуры, и в транспортные системы Евразии путем развития "Шелкового пути".

К сожалению, министр забыл упомянуть, что из общей цифры товарооборота между нашими странами именно украинские поставки на рынок КНР, по данным Госстата, занимают едва ли треть. При этом, если мы экспортируем в Поднебесную, в основном, кукурузу, подсолнечное масло, железную руду и концентрат, то из Китая в Украину везут продукцию машиностроения, химпрома и легпрома.

Слабая позиция

"Зона свободной торговли выгодна как Китаю, так и Украине, – считает Сергей Шергин. – Внешнеэкономические и внешнеполитические приоритеты Пекина распространяются на европейские рынки, для этого КНР строит т. н. "один пояс, один путь". Поэтому обойти вниманием, например, украинский порт "Южный" китайцы не могут. Будет углубляться акватория порта, обустраиваются новые причалы с соответствующим оборудованием для обработки крупнотоннажных грузов, с тем, чтобы создать у нас огромный логистический центр, который будет работать на Восточную, Центральную и Западную Европу. Это – долговременная цель китайской внешней политики. Решение таможенных и тарифных вопросов, конечно, будет способствовать расширению двухсторонней торговли и в целом торгово-экономического сотрудничества".

К примеру, на днях победителем открытого конкурса на реализацию первой очереди проекта реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам порта "Южный" стала китайская China Harbour Engineering company Ltd., которая предложила выполнить работы за 1,065 млрд грн, опередив в тендере компании из Бельгии и Нидерландов. Заметим, сумма этого контракта составляет почти треть от всех запланированных Администрацией морских портов Украины вложений в модернизацию и развитие портовой инфраструктуры в 2017 году.

Многие украинские предприниматели опасаются резкого увеличения китайской продукции на отечественном рынке в результате создания ЗСТ. При этом товары из КНР часто при сравнимом с украинским качеством стоят дешевле наших аналогов. Но мы уже и так стоим перед фактом наплыва китайской продукции. И эксперты полагают, что ожидать можно только его дальнейшего увеличения. При этом в данный момент почти 2/3 китайского ширпотреба завозят на территорию Украины по серым схемам.

"Я вижу пока только фискальные риски, – рассказывает "Апострофу" член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. – Мы уберем пошлины на импорт из Китая, а в ответ хлынет больше товаров за меньшую цену, и у нас упадут показатели сборов от таможни в бюджет. Но со временем экспорт и импорт может сбалансироваться".

При этом, наблюдатели полагают, что украинским производителям стоит опасаться конкуренции со стороны китайцев не только на внутреннем рынке.

"Если раньше наше электроэнергетическое оборудование пользовалось спросом на рынках Восточной Азии, – поясняет Шергин, – то сегодня ситуация коренным образом изменилась не в нашу пользу. Китай постепенно вытесняет нас с этих рынков. И портфель заказов украинских предприятий на соответствующую продукцию становится все тоньше. Тогда как торгово-экономическое партнерство между Китаем и странами АСЕАН исчисляется уже десятками, если не сотнями миллиардов долларов".

Эксперты считают, что в рамках ЗСТ квотирование поставок на определенные группы товаров введут и Китай, и Украина. Но при этом КНР занимает в данных переговорах более сильную позицию, так как именно она выступает в качестве главного инвестора всех программ по развитию торгово-экономической инфраструктуры Украины.

"ЗСТ будет сопровождаться инвестированием, – уверен Шергин. – Избирательным путем, с четким целевым назначением, с мощным контролем над расходованием инвестиций. Ведь Китаю не выгодно просто так отдать свои деньги украинским банкам или корпорациям. К тому же практика показала, что Поднебесная осуществляет даже экспорт рабочей силы при реализации проектов на территории страны-партнера".

"В погоне за китайскими инвестициями Украина может пойти на это соглашение. Подписание ЗСТ и с Евросоюзом, и с КНР делает Украину интересной для инвестиций именно из Китая. Хотя и в отдаленной перспективе Украина смотрится для размещения производств куда привлекательнее чем Поднебесная из-за близости к Европе и более дешевой рабочей силы", – заключает Виталий Шапран.

Читайте также

Зерном и пшеном: кто и что стоит за польскими протестами

Проблемы с Евросоюзом польские фермеры пытаются решить за счет Украины

Они возвращаются: как остановить новую блокадную волну на границе Украины и Польши

Требования европейских перевозчиков и фермеров, которые блокировали границу с Украиной пока не выполнены, протесты могут возобновиться