RU  UA

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Энергетика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Реформа "Нафтогаза": в Европе хотят объединить предложения Минэнергоугля и НАК

Европейское энергосообщество требует от Минэнергоугля внести изменения в план реформы "Нафтогаза"

Европейское энергосообщество требует от Минэнергоугля внести изменения в план реформы "Нафтогаза" Контроль за транспортировкой газа европейское энергосообщество предлагает закрепить за Минэнерго, при этом производством и поставками энергоресурсов должно заниматься МЭРТ Фото: EPA/UPG

Секретариат Европейского энергетического сообщества в целом одобряет модель реформирования НАК "Нафтогаз Украины", предложенную Министерством энергетики и угольной промышленности, но требует внести в нее ряд существенных изменений. Как удалось выяснить "Апостроф. Экономика", по крайней мере часть таких изменений представляют собой предложения "Нафтогаза" по реформированию энергетической сферы.

Секретариат Европейского энергетического сообщества считает необходимым выделить функцию транспортировки газа в отдельную компанию, при этом контроль за этой структурой должен быть возложен на Министерство энергетики и угольной промышленности.

Об этом говорится в аналитических выводах экспертов Минэнергоугля к предложениям Секретариата энергосообщества, которые оказались в распоряжении "Апостроф. Экономика".

В то же время, в Секретариате считают, что контроль за производством и поставками энергоресурсов должен быть передан Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ).

Секретариат также считает нецелесообразным и не отвечающим европейскому законодательству предложение НАК "Нафтогаз Украины" о передаче контроля над оператором газотранспортной системой (ГТС) Фонду госимущества. Против этого предложения также выступало Минэнергоугля.

При этом Секретариат в целом поддержал другое предложение НАК, заявив о целесообразности создания нового системного оператора ГТС, вместо того, чтобы передавать акции нынешнего оператора – ПАО "Укртрансгаз" (дочерняя компания "Нафтогаза") другому государственному органу власти.

"Секретариат считает, что новый оператор ГТС, у которого не будет старых "долгов", истории судебных исков, старого менеджмента и непрофильных для оператора ГТС активов и функций, будет иметь больше перспектив в вопросе привлечения потенциального иностранного инвестора", - говорится в документе.

Минэнергоугля не исключало такого варианта, однако считало его реализацию более сложной с точки зрения необходимого времени и усилий.

Вместе с тем, Секретариат видит нового оператора ГТС вне структуры "Нафтогаза", что противоречит предложениям НАК, которая хочет создавать такую компанию собственными силами, постепенно передавая функции "Укртрансгаза" новому оператору.

В Секретариате не видят противоречия европейскому законодательству в предложении Минэнерго объединить в новой компании функции транспортировки и хранения газа. При этом эксперты Секретариата считают, что с точки зрения наилучшего проектирования специализированного транспортного оператора, хранение газа уместно юридически и экономически отделить от транспортировки.

Также не нашло поддержки у Секретариата предложение Минэнергоугля о выделении ПАО "Укргаздобыча" из структуры "Нафтогаза". В Энергосообществе считают, что "Нафтогаз" должен сохранить контроль над "Укргаздобычей". По мнению Секретариата, это позволит сделать "Нафтогаз" более привлекательным для потенциального инвестора.

Как ранее писал "Апостроф. Экономика", любые активные действия, связанные с передачей активов НАК "Нафтогаз Украины" новому оператору ГТС, должны осуществляться исключительно после завершения спора в Стокгольмском арбитраже между "Нафтогазом" и российским "Газпромом", которое ожидается в начале 2017 года. При этом вся подготовительная работа должна быть проделана заранее с тем, чтобы процесс создания новой компании по транспортировке газа не занял много времени.

Также Секретариат предполагает внесение изменений в украинское законодательство, которые призваны обеспечить юридическое оформление новой компании по управлению ГТС.

"В целом, судя по анализу Секретариата, он больше поддерживает предложение "Нафтогаза" о передаче ГТС в качестве взноса в акционерный капитал нового оператора ГТС. С другой стороны, Секретариат не исключает и предложение Минэнергоугля по концессии, признавая, в принципе, правомерность указанных аргументов в ее пользу. Как следствие, Секретариат готов согласовать тот путь, законодательные изменения по которому смогут легче получить поддержку Верховной Рады", - говорится в аналитических выводах экспертов Минэнергоугля.

Согласно Плану действий, предложенному Секретариатом Европейского энергосообщества, окончательный вариант отделения функции транспортировки газа (unbundling) должен быть представлен на рассмотрение Кабинета Министров не позднее 31 мая 2016 года. При этом утверждение этого плана Кабмином должно произойти не позднее 1 июня 2016 года.

Корпоратизация независимого оператора ГТС должна состояться до 1 августа, а создание соответствующей компании – не позднее 1 октября 2016 года.

Изменения в законодательство, обеспечивающие создание новой компании, должны быть подготовлены и поданы в Верховную Раду до 1 ноября 2016 года. После этого в течение месяца соответстсвующие законы должны быть приняты в окончательном виде.

Читайте также

Россия идет на крайний риск на Запорожской АЭС – Ольга Кошарная

Действия России на Запорожской АЭС не отвечают международным нормам и создают значительные риски для ядерной безопасности

Россия пытается полностью уничтожить объекты энергетики в Украине, - советник премьер-министра

Для восстановления энергосистемы Украина должна отремонтировать поврежденные мощности и создать распределенную генерацию

Прилив энергии из Литвы: чем еще страны-партнеры могут помочь Украине

Кто поможет Украине побороть последствия ракетных ударов по энергетической инфраструктуре