6 октября в Брюсселе должен состояться очередной саммит Украина-ЕС. Общественность рассчитывает, что представители украинской власти заявят о присоединении страны к Европейскому зеленому курсу. Но эти ожидания могут и не оправдаться. На проблему украинского энергетического сектора обратила внимание эксперт по вопросам энергетической политики ОО "Екодия" АННА БОГУШЕНКО.
В течение последних нескольких месяцев правительство публично сообщало о готовности присоединиться к реализации этой инициативы. В августе 2020 года Ольга Стефанишина, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, заявила о разработке предложений по так называемой "дорожной карте" участия Украины в Европейском зеленом курсе.
В то же время, представители гражданского общества обеспокоены ответом правительства Украины на кризис, вызванный пандемией COVID-19. За последние полгода остановилось большинство мероприятий, направленных на достижение цели Парижского климатического соглашения по сдерживанию глобального потепления на уровне 1,5-2 ℃.
К примеру, проект государственного бюджета на 2021 год не включает финансирование Государственного фонда энергоэффективности и других подобных мер ("теплые кредиты"). Именно внедрение современных энергоэффективных технологий, а также экономное потребление энергоресурсов сможет уменьшить цифры в ежемесячных платежках. Мероприятия же по охране окружающей среды (прежде всего, внедрение эффективного мониторинга качества воздуха и проектов по улучшению качества воды) не имеют достаточного финансирования. С другой стороны, дотации угольному сектору продолжают увеличиваться из года в год, и по плану достигнут 4,5 млрд грн в 2021 году.
В дополнение, Министерство энергетики официально объявило о планах способствовать проекту китайской компании по строительству нового блока на Славянской ТЭС. Более того, Министерство стратегических отраслей Украины снова заявило о необходимости отложить имплементацию соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в экологическом секторе. Все эти предложения противоречат духу "зеленого" курса.
Как Украина "борется" с изменением климата
Украина присоединилась к борьбе с изменением климата, ратифицировав в 2016 году Парижское соглашение. Достижение цели по сдерживанию изменения климата на уровне 1,5 ℃ включает, как того требуют ученые, полный отказ от использования ископаемого топлива в течение следующих 20-30 лет. Однако одно из основных решений - переход на возобновляемую энергетику - внедряется медленно и без надлежащего планирования. Станции малой генерации до 1 МВт из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) занимают среди других долю менее 2,5%. До сих пор не были внедрены новые инструменты для поддержки малой генерации и облегчения процедуры их регистрации.
Другой важный вопрос - постепенное свертывание угольной отрасли. По информации бывшего Минэнергоугля, с 2004 года в Украине было ликвидировано 68 государственных горных предприятий, а 19 государственных шахт находятся в процессе ликвидации. Сейчас 29 из 33 государственных шахт являются нерентабельными и функционируют исключительно благодаря ежегодным многомиллиардным дотациям из государственного бюджета. Количество работников, задействованных в отрасли, сократилось с почти 1 млн человек в 1991 году до менее чем 40 тыс. в 2020 году.
Однако закрытие угольных предприятий осуществляется бесконтрольно и без диалога с местным населением и властью. Это приводит к экономическому упадку и миграции жителей в другие населенные пункты или регионы. Данный процесс должен происходить справедливо по отношению к тем людям, которые неизбежно потеряют работу.
Власти Украины нуждаются в поддержке международных партнеров, особенно Европейского Союза, для решения вышеперечисленных проблем. Важно выделить несколько ключевых аспектов:
- необходимо обеспечить политическую и техническую поддержку общей трансформации рынка электроэнергии, интеграцию новых механизмов (таких как аукционы на мощностях ВИЭ), что будет способствовать широкомасштабному, но устойчивому внедрению возобновляемой энергии;
- развитие распределенной генерации на местном уровне (энергетические кооперативы, комплексные энергоэффективные мероприятия и т.п.). Муниципальный энергетический переход является решающим фактором для местного развития и стабильности реформы децентрализации в Украине;
- важно убедиться, что государство имеет достаточно защищенных от инфляции средств для вывода из эксплуатации мощностей ядерной энергетики. Для этого необходимо пересмотреть Концепцию снятия с эксплуатации действующих АЭС и увеличить отчисления в соответствующий фонд, в котором сейчас не хватает средств. А также обеспечить рабочий механизм защиты этих средств от инфляции.
- Украинская власть должна выбрать политику постепенного отказа от угля и определить окончательную дату полного отказа от его использования в энергетике;
- приоритетным является привлечение представителей местных общин угольных городов, научных и исследовательских институтов, общественных организаций к принятию решений. Они должны играть активную роль в разработке государственных стратегий политики трансформации. Например, они должны стать полноправными членами новосозданного Координационного центра по вопросам трансформации угольных регионов.
- отказ в льготном режиме для шахт, находящихся в частной собственности. Пострадавшие муниципалитеты должны иметь равный доступ к поддержке и финансированию.
Украинские города перехватывают инициативу реформ
Подъем гражданского общества в Украине с 2014 года и реформа децентрализации сделали возможными инициативы по энергетическому переходу на региональном уровне.
Ряд украинских городов уже взяли на себя обязательства перейти на возобновляемые источники энергии и разработали собственные местные климатические и энергетические планы. Житомир стал первым городом, который взял на себя обязательство перейти на 100% ВИЭ к 2050 году. Сейчас город полностью перешел на уличное освещение на основе светодиодов, построил муниципальную солнечную электростанцию и ввел в эксплуатацию первое в Украине муниципальное здание (ЦПАУ) с нулевыми выбросами.
Общины Львова, Николаева, Каменец-Подольского, Черткова, Тростянца и Барановки также поставили перед собой цель перейти на 100% возобновляемых источников энергии к 2050 году и уже работают над продвижением стратегии энергетического перехода на местном уровне.
Местные власти шахтерских городков также имеет свое видение справедливого энергетического перехода. В мае 2019 года шесть шахтерских городов Донецкой области (Угледар, Доброполье, Покровск, Мирноград, Новогродовка, Селидово), Донецкая торгово-промышленная палата и три местных общественных организаций создали Платформу устойчивого развития угольных городов. В марте 2020 году к Платформе присоединился седьмой город - Торецк. Это партнерство направлено на трансформацию социально-экономических условий и имиджа региона. Такая региональная инициатива может стать движущей силой, которая в итоге приведет к реализации рекомендаций по справедливому энергетическому переходу в регионе.
Вместо заключения
Прозрачное и эффективное управление климатической политикой и энергетикой в Украине требует широких дискуссий и активного участия общественности. Важным является привлечение муниципалитетов - тех, кому предстоит выполнить основную работу - и организаций гражданского общества. Все это должно быть неотъемлемой частью подготовки национальных стратегических документов, таких как проект Национального плана энергетики и климата до 2030 года, который сейчас рассматривается Министерством энергетики.
Ведущие страны Европейского союза поняли, что внедрение амбициозной климатической политики может стать ключом к экономическому восстановлению после пандемии. Саммит Украина-ЕС - это шанс получить международную поддержку проектов по охране окружающей среды и обеспечения условий справедливого энергетического перехода. Главное ожидание общественности в этих вопросах - изменение поведения государства с "говорить" на "действовать".