Из-за агрессии россиян энергосистема Украины имеет значительный дефицит мощности. Уничтожены или имеют значительные повреждения генерирующие электроэнергию тепловые и гидроэлектростанции. Есть проблемы у государственной компании НЭК «Укрэнерго», которая отвечает за магистральные сети, по которым электроэнергия передается от генерации к сетям облэнерго, а затем частным потребителям и предприятиям. Каждый элемент этой системы важен для энергостойкости страны.
В этом звене прохождение электроэнергии по сетям на национальном уровне фактически не упоминают об облэнерго, являющихся операторами систем распределения и на которых лежит задача ежедневной работы по поддержке, восстановлению, ремонту, развитию электросетей.
Они стабильно и незаметно выполняют свои функции, преодолевая проблемы военного времени. Однако состояние локальных сетей, возможность выполнять свои обязательства этими предприятиями также играют ключевую роль в энергобезопасности государства. Поэтому финансовая сбалансированность этих предприятий – одна из ключевых задач государства.
Следует напомнить, что государственным регулятором в этой сфере является Национальная комиссия по вопросам регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая по законодательству Украины устанавливает тарифы на распределение для облэнерго.
То есть, любой субъект системы электроэнергетики проектирует и планирует свою работу, финансовые планы только по согласованию с государством. Это контроль, который должен обеспечить как социальную справедливость для потребителей, так и возможность облэнерго держать качественный уровень электросетей и их обслуживания.
Следует отметить, что тарифы на распределение электроэнергии (т.е. оплата работы облэнерго) являются частью тарифов для конечных потребителей. Их доля составляет от 7 до 30 процентов, в зависимости от категории потребителей. И эта доля такова в основном из-за того, что облэнерго обязаны покупать на рынке электроэнергию, которая теряется в сетях во время ее распределения (это закономерный физический процесс), а также платить за передачу электроэнергии НЭК «Укрэнерго».
Цена электроэнергии на рынке продолжает расти, как и стоимость услуги передачи по магистральным сетям, принадлежащим государственной компании «Укрэнерго». Поэтому тариф на распределение должен обеспечить покрытие всех экономически обоснованных затрат, которые несет облэнерго в процессе своей деятельности, чтобы обеспечить свою постоянную работу, поддерживать электросети в надежном состоянии, развивать и улучшать качество электроснабжения для потребителей.
НКРЭКУ как регулятор имеет свои же методики определения уровня таких затрат и экономического обоснования. Перед началом НКРЭКУ каждый год утверждает своими постановлениями перечень этих расходов и суммы, которые вместе составляют необходимый доход, который каждая компания должна получить за год. На основании этой информации, НКРЭКУ рассчитывает и утверждает тарифы для облэнерго.
При этом, согласно законодательству, государственный регулятор должен обеспечивать единый подход (методику) расчета тарифов для всех компаний, обеспечивая недискриминационную тарифную политику государство для предприятий, которые, между прочим, могут иметь разную форму собственности (как государственную, так и частную).
И все, казалось бы четко и понятно. Но, у тарифной политики государства всегда есть свои «но», которые невозможно вписать в рамки законов.
Уже второй год подряд облэнерго в Житомирской, Ровенской, Кировоградской, Черновицкой и Херсонской областях не получают разрешения на внедрение экономически обоснованных тарифов. Фактически государственный регулятор своими решениями блокирует деятельность этих компаний по нормальной поддержке и обновлению электросетей. Под угрозой – сотни тысяч человек и десятки тысяч предприятий этих регионов.
Все это началось после того, как СНБО наложил санкции на бенефициарных владельцев этих компаний. Сейчас идет судебный процесс по иску Минюста, а акционеры подали встречный иск о безосновательности применения к ним таких санкций и уже больше года не могут получить ответы на основания такого решения. Кроме того, начат процесс урегулирования этого вопроса в международных судебных инстанциях.
То есть речь идет о юридических процессах, касающихся права собственности на пять облэнерго. И эти процессы все еще продолжаются, следовательно, нет судебных решений, которые бы ограничивали деятельность предприятий.
Но государственный регулятор НКРЭКУ решил просто использовать информацию о судебных процессах и, не имея никаких судебных решений и выводов, применил отдельный подход к этим компаниям, вопреки действующему законодательству.
Как следствие, с мая 2023 года постоянно устанавливает необоснованные тарифы для облэнерго в Житомирской, Ровенской, Кировоградской, Черновицкой и Херсонской областях. Наверное, для того чтобы в ближайшее время привести к банкротству компаний и полной остановке их деятельности из-за блокирования их счетов вследствие требований кредиторов.
Как это происходит? Регулятор просто не устанавливает для этих облэнерго тарифов на уровне, которые обеспечат им необходимый доход для покрытия расходов, связанных с их деятельностью. Суммы этих расходов установил регулятор и утвердил своими постановлениями. В результате деятельность компаний недофинансирована, накапливается сумма задолженности перед кредиторами, возникают судебные споры, несущие дополнительные расходы и риск ареста счетов. Более того, НКРЭКУ еще и штрафует эти компании за неполную оплату НЭК «Укрэнерго», хотя сама же установила тариф, который не позволяет это делать! Вот так решение!
При этом почти каждый раз, когда комиссия рассматривает решение о пересмотре тарифов, специалисты ответственного департамента НКРЭКУ (имеющие всю исчерпывающую информацию по всем аспектам деятельности компании) подчеркивают необходимость поднятия для них тарифов на распределение, как это происходит для всех других распределительных компаний. Цитата из протокола заседания комиссии:
«вопрос применения санкций требует тщательной проработки, поскольку остановка деятельности субъектов естественных монополий, в частности операторов систем распределения электрической энергии…….. может привести к отключению объектов потребителей от электроснабжения в Житомирской, Кировоградской, Ровенской, Херсонской и Черновицкой областях, в в том числе предприятий критической инфраструктуры, военных объектов и т.п., что в свою очередь может привести к социальному взрыву, нарушению безопасности и обороноспособности страны.
Согласно законодательству тарифы на услуги по распределению электрической энергии устанавливаются не для конечных бенефициарных владельцев, а для обеспечения деятельности компаний и должны учитывать покрытие расходов, связанных, в частности:
с покупкой электрической энергии с целью компенсации технологических затрат электрической энергии на ее распределение;
расходами на услуги оператора системы передачи»;
расходами услуги диспетчерского (оперативно-технологического) управления.
Следовательно, неустановление … тарифов на услуги по распределению электрической энергии для указанных ОСР приведет к блокированию осуществления их лицензированной деятельности, дефициту средств для финансирования указанных расходов, как следствие ненадлежащее исполнение обязательств, разбалансировке системы, отключению объектов потребителей от электроснабжения, в том числе числе предприятий критической инфраструктуры, военных объектов и т.д., что может привести к социальному взрыву, нарушению безопасности и обороноспособности страны» .
Также следует отметить, что тарифы для этих компаний установлены с нулевым доходом, при том, что облэнерго других собственников продолжают зарабатывать!
Кроме того, пока нет никаких путей для перечисления средств акционерам компании или вывода их за границу. Это несомненный факт. Какой члены комиссии должны учитывать, когда принимают эти решения и должны отвечать за них.
Между тем, облэнерго, осуществляющие деятельность на территории Украины, работники которых являются гражданами Украины, деятельность которых направлена на обеспечение электроснабжения украинских потребителей, компании, много лет добросовестно работавшие и выполнявшие все свои обязательства, являются заложниками этой ситуации.
Персонал работает в сверхсложных условиях, получая при этом самый низкий уровень оплаты труда по сравнению с подобными компаниями. Менеджмент принимает вынужденные решения относительно того, что предпочесть: закупки материалов? Выплате заработной платы? Выполнение ремонтной программы? Оплаты услуги за передачу электроэнергии?
О выполнении инвестиционной программы, которая направлена на развитие сетей и улучшение качества энергоснабжения, уже давно речь не идет. В такой ситуации правильных решений не существует, потому что все они с той или иной стороны подрывают устойчивую деятельность компаний, являющихся одним из ключевых компонентов энергобезопасности государства.
Эти вопросы не исчезнут сами собой, они лишь усугубляются с каждым днем. И передача этих компаний в государственное управление не является и волшебной пилюлей.
значительные экономические вызовы для облэнерго в Житомирской, Ровенской, Кировоградской, Черновицкой и Херсонской областях. Из-за действий регулятора, наложенные им штрафы из-за него же созданы запреты. Из-за долгов перед «Укрэнерго», которые возникли благодаря решениям регулятора.
Анализ ситуации с разных сторон демонстрирует, что проблема сосредоточилась в регуляторе – Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Именно она нарушает закон и оказывает давление на облэнерго, занижая тарифы.
Именно решение этой комиссии привели к тому, что после занижения комиссией тарифов указанные облэнерго недофинансированы на более 3 миллиардов гривен!
Попытка национализации облэнерго приведет к тому, что новая государственная собственность будет нуждаться в этих деньгах из бюджета Украины. Их потребуют потенциально новые руководители облэнерго, их потребует «Укрэнерго». И этих денег в полном объеме у государства не будет. Потому эти долги лягут на потребителей. Стоимость электроэнергии для них вырастет одномоментно в несколько раз!
Выглядит как сомнительный уровень государственного управления после продолжительного периода принятия незаконных решений государственным регулятором.
Сейчас вся эта ситуация искусственно создана и выглядит спланированной и последовательной. Вопрос только в том, за счет чего? В чью пользу? Под чьим руководством? Какова ее конечная цель?
Ответы, очевидные, на первый взгляд, могут пугать непродуманностью и опасностью для страны.