Президент Владимир Зеленский предлагает создать в Украине газовый хаб, который будет работать в интересах всей Европы. При этом речь идет не о российском газе, который еще несколько лет назад был главным энергетическим ресурсом европейского континента, а о газе, который в сжиженном состоянии будет поставляться из США. "Апостроф" разбирался, насколько реалистичен такой проект, и в чем интерес для Украины.
Украина может стать хабом для поставок американского сжиженного газа в Европу, считает украинский президент Владимир Зеленский.
"Мы готовы и хотим иметь контракты по поставкам в Украину СПГ из США. И мы будем хабом для всей Европы. Почему? Потому что у нас уже есть индустриально и природно подготовленный хаб - это сеть нашего газопровода", - сказал он в интервью Reuters.
Более того, по словам Зеленского, Соединенные Штаты поддерживают эту инициативу, и между Киевом и Вашингтоном уже идут консультации по этому поводу.
"В это направление, в этот рынок мы тоже готовы пускать американских партнеров с радостью. Думаю, что это тоже часть безопасности для Украины и Европы. Потому что это не российский газ", - добавил украинский президент.
Инфраструктура для хаба
"Индустриально и природно подготовленный хаб", о котором говорит президент Зеленский, это, в первую очередь, подземные хранилища газа (ПХГ). Природно они подготовлены потому, что представляют собой емкости выработанных месторождений газа, а индустриально – поскольку эти емкости технически обустроены для хранение газа и соединены с газопроводами, с которыми составляют национальную газотранспортную систему (ГТС).
Основные ПХГ Украины находятся вблизи западной границы. Еще 15-20 лет назад хранилища заполнялись российским газом для того, чтобы оперативно удовлетворять нужды европейских потребителей, особенно во время сильных морозов. Также значительные объемы газа хранились в ПХГ для потребления внутри Украины в отопительный сезон.
Однако с тех пор многое изменилось. Украина уже почти десять лет не покупает газ у России, а поставки в Европу через нашу страну, в последнее время снизившиеся до минимума, с 2025 года вообще прекратились. К тому же, в самой Украине по разным причинам, в том числе из-за войны, существенно сократилось потребление газа. Если, к примеру, в 2010 году оно составляло примерно 60 миллиардов кубометров, то сейчас – не более 20 миллиардов.
Таким образом, хранилища в настоящее время если не пусты, то уж точно не заполнены под завязку.
"Нам фактически газ в хранилищах нужен для того, чтобы было давление, и мы свой газ поднимали для своих потребителей", - сказал в разговоре с "Апострофом" соучредитель Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Имеется в виду, что чем больше газа в хранилище, тем выше давление в системе, поэтому технически проще поднимать газ на поверхность, и, соответственно, наоборот – если газа в хранилище мало, давление ниже, и возникают сложности с подъемом необходимых объемов газа из ПХГ на поверхность для дальнейшей транспортировки потребителям.
Возможные сложности
Но может ли на самом деле Украина стать неким газовым хабом для Европы, и заинтересуются ли таким проектом компании из США?
"Мы собственники подземных хранилищ, у нас есть физический ресурс - то есть мы реально можем хранить газ, а не просто иметь какую-то площадку, офис со столом и двумя стульями, - рассуждает Юрий Корольчук. - Но это наше желание. А какова реальность? Кто нас на этот (европейский) рынок пустит?"
По его словам, для того чтобы реализовать проект украинского газового хаба, нашей стране нужна международная поддержка.
"Без политической воли, без серьезной поддержки это невозможно, - говорит эксперт. - Поэтому нас кто-то должен поддержать, кто-то, кто может газ привезти, создать здесь присутствие этого газа физически и поддержать нас на рынках. По сути, это только Соединенные Штаты Америки. Если захотят".
По его словам, такой проект может оказаться слишком дорогостоящим и технически и технологически сложным. В частности, если предположить, что американский сжиженный газ будет поставляться на польский LNG-терминал в Свиноуйсьце (Świnoujście), из Польши в Украину можно будет прокачивать не более 5 миллиардов кубометров газа в год, чего недостаточно для создания хаба.
"Можно, в принципе, прокачивать через Германию – там тоже есть терминалы, но они их фактически не используют. Через них, через Чехию, Словакию гнать. Но это может быть дорого – насколько это будет экономически выгодно тем же американским компаниям?", – объясняет Юрий Корольчук.
Возможны варианты
Впрочем, выгода от этого проекта все же должна быть.
"Это не новая идея, ее давно обсуждали в разных формах о том, что летом, в период низких цен, американским производителям LNG выгодно закачивать газ в хранилища, и украинские хранилища как крупнейшие в Европе для этого абсолютно подходят, - сказал в комментарии "Апострофу" директор Центра исследований энергетики Александр Харченко. - Это нельзя назвать хабом, но это абсолютно рабочая история, и с точки зрения организации бизнеса абсолютно возможная".
По словам руководителя специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, есть несколько сценариев реализации такого проекта.
"Например, путем использования наших мощностей американскими трейдерами, которые работают на европейском рынке. При этом необязательно, чтобы такой газ поставлялся в Европу из США – он может быть куплен американскими компаниями на европейском рынке", - пояснил он в комментарии изданию.
Эксперт напомнил, что подобная форма сотрудничества с зарубежными трейдерами использовалась до российского вторжения. В частности, эти трейдеры хранили свой газ в украинских хранилищах по системе "таможенного склада" (владельцы газа платят только за его хранение и освобождаются от уплаты налогов и пошлин в течение 1095 дней до начала транспортировки этого газа с территории Украины - "Апостроф").
"Второй вариант предусматривает поставки газа через порты, а третий – поставки газа непосредственно с прицелом на его хранение в украинских ПХГ", - сказал Рябцев.
Он добавил, что для реализации третьего сценария необходимо решить технические вопросы относительно газопроводов, в частности из Польши (о которых было сказано выше – "Апостроф"), однако, по его мнению, это вполне реалистичная задача, особенно, если она будет решаться в рамках проекта совместного интереса.
Интерес для каждого
Кстати, об интересе.
"Это такая, как говорится, win-win ситуация, когда все участники только выиграют", - говорит Александр Харченко.
По его словам, украинские хранилища вмещают 30 миллиардов кубометров газа, из которых нашей стране нужна примерно половина для обеспечения внутреннего потребления во время отопительного сезона: "Соответственно, еще 15 миллиардов кубометров мы можем предложить поставщикам LNG".
Об американском интересе уже было сказано выше – компании из США будут получать доходы за счет разницы между летними и зимними ценами в Европе. Плюс для них это означает увеличение доли на европейском рынке.
"А для европейцев – это возможность купить дополнительные объемы газа, не опасаясь того, что (американские) газовозы пойдут в Юго-Восточную Азию (где цены, как правило, выше, чем в Европе – "Апостроф"). Не говоря уже о том, что Украина намного ближе, чем США, то есть поставка газа будет намного быстрее" , - рассказывает Геннадий Рябцев.
В свою очередь, по его словам, Украина будет получать деньги за хранение газа, а также будет иметь возможность покупать дополнительные объемы газа в случае необходимости (подобной той, что возникла этой зимой).
"Деньги за хранение газа и повышенную важность для Европы как места, где хранится европейский запас газа", - добавляет Александр Харченко.
Риски и безопасность
Однако есть очень важное условие, чтобы этот проект стал успешным.
"Во время войны риски очень высоки, и соответственно это очень дорого с точки зрения страхования рисков, – объясняет Александр Харченко. – Но я надеюсь, что война закончится, и тогда эта функция вполне может играть большую роль" .
Поэтому это вопросы уже не энергетические, а из области безопасности и политики.
С другой стороны, реализация такого проекта будет способствовать формированию дополнительных гарантий безопасности для Украины в послевоенный период.
"Чем больше совместных проектов, тем выше гарантии, поскольку больше заинтересованных сторон в сохранении стабильности в регионе", - резюмировал Геннадий Рябцев.